МОУ детский сад № 382

   

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Доступная среда (перейти по ссылке)

Кабинет учителя-логопеда (перейти по ссылке)

Кабинет педагога-психолога (перейти по ссылке)

 Карта сайта

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

Обучение и воспитание детей с ОВЗ

Получение образования детьми с ОВЗ и  детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. 

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

В Волгоградском ППМС-центре с 2019 года начала свою работу Служба по оказанию помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ раннего возраста

Письмо государственного бюджетного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Волгоградский областной центр психолого-медико-социального мопровождения" от 28.01.2019 № 41 (в формате pdf).

Буклет1 ППМС-центра (в формате pdf).

Буклет2 ППМС-центра (в формате pdf).

Листовка1 ППМС-центра (в формате pdf).

Листовка2 ППМС-центра (в формате pdf).

Новые подходы к образованию

Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.

Категории детей с ограниченным здоровьем:
- с расстройством поведения и общения;
- с нарушениями слуха;
- с нарушениями зрения;
- с речевыми дисфункциями;
- с изменениями опорно-двигательного аппарата;
- с отсталостью умственного развития;
- с задержкой психического развития;
- комплексные нарушения.

       Дети с ОВЗ, виды их, предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от дефекта или существенно уменьшить его влияние. Так, например, при работе с ребятами, имеющими нарушения зрения, используются специальные развивающие компьютерные игры, которые помогают улучшить восприятие данного анализатора.

Принципы обучения

 Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения.

Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются:
1.     Психологическая безопасность.
2.     Помощь в приспособлении к окружающим условиям.
3.     Единство совместной деятельности.
4.     Мотивирование ребенка к учебному процессу.

Начальный этап образования в ДОУ включает в себя сотрудничество с воспитателем, повышенный интерес к выполнению разных заданий. Средняя школа должна стремиться к формированию гражданской и нравственной позиции, а также к становлению творческих способностей. Нельзя забывать о влиянии на развитие детей с ОВЗ семейного воспитания, которое играет основную роль в становлении личности. Не секрет, что процесс становления индивида включает в себя единство систем социокультурных и биологических факторов. Атипичное развитие имеет первичный дефект, который был вызван биологическими обстоятельствами. Он, в свою очередь, образует вторичные изменения, возникшие на патологической среде. Например, первичным дефектом будет нарушение слуха, а вторичным – наступившая немота. Изучая связь первичных и последующих изменений, педагог Л. С. Выготский выдвинул положение, в котором говорится, что чем дальше первичный дефект отделен от вторичных симптомов, тем успешнее будет коррекция последних. Так, на развитие ребенка с ОВЗ влияют четыре фактора: тип нарушения, качество, степень и срок возникновения основного нарушения, а также условия окружающей среды.

Обучение ребят

 При правильном и вовремя начатом развитии ребенка многие отклонения в дальнейшем становлении можно значительно смягчить. Образование детей с ОВЗ должно быть качественным. В настоящее время наблюдается рост количества ребят с тяжелейшими нарушениями, но вместе с этим, благодаря использованию новейшего оборудования, современным коррекционным программам многие ученики достигают нужного уровня развития в своей возрастной категории. В настоящее время набирает силу тенденция устранения неравенства общеобразовательных и коррекционных школ, повышается роль инклюзивного обучения. В связи с этим наблюдается большая неоднородность состава учеников по их психическому, физическому, умственному развитию, что значительно затрудняет адаптацию детей как с отклонениями в здоровья, так и без функциональных расстройств. Педагог часто просто теряется в приемах оказания помощи и поддержки учащихся с ограниченными возможностями. Также существуют недочеты в применении разнообразных информационных технологий во время уроков или факультативных занятий.

Такие пробелы обусловлены следующими причинами:
1.     Отсутствие в образовательном учреждении необходимой технологической инфраструктуры, программно-аппаратного обеспечения.
2.     Отсутствие нужных условий, ориентированных на совместнуюучебную деятельность.
 

Таким образом, создание «безбарьерной» среды в обучении до сих пор является проблемой.

 Образование для всех

Дистанционное обучение уверенно завоевывает почетное место в учении наряду с традиционными формами. Этот способ организации учебного процесса значительно упрощает получение достойного образования для детей с ОВЗ. Расшифровка дистанционного обучения выглядит так: это форма обучения, достоинствами которой являются:

1.     Высокая адаптация к условиям жизни и здоровья учеников.

2.     Быстрое обновление методического обеспечения.

3.     Возможность быстрого получения дополнительной информации.

4.     Развитие самоорганизации и самостоятельности.

5.     Возможность получить помощь в углубленном изучении предмета.

Данная форма способна решить вопрос о домашнем обучении для часто болеющих детей, тем самым сглаживая границы между ними и ребятами без отклонений в здоровье.

Роль родителей

Как быть родителям, у которых ребенок с ОВЗ. Расшифровка аббревиатуры проста – ограниченные возможности здоровья. Получение такого вердикта приводит родителей в состояние беспомощности, растерянности. Многие пытаются опровергнуть поставленный диагноз, но в итоге приходит осознание и принятие дефекта. Родители адаптируются и принимают разные позиции – от «Я сделаю все, чтобы мой ребенок стал полноценной личностью» до «У меня не может быть нездорового дитя». Данные положения необходимо учитывать психологам при планировании коррекционной программы с детьми с отклонениями в здоровье. Родители должны знать правильные формы помощи своему ребенку, несмотря на виды ОВЗ, способы адаптации, особенности развития.

Новый подход к образованию   

Совместное обучение детей с ОВЗ и без отклонений в здоровье поддерживается иописывается рядом документов. Среди них можно выделить: Национальную доктрину образования РФ, Концепцию модернизации российского образования, Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Работа с ОВЗ подразумевает выполнение следующих задач в инклюзивном обучении: бытовых, нормативных, трудовых, а также социально адаптировать учащихся с последующим слиянием их с обществом.

При долгой, терпеливой работе по разработанным психологами коррекционным программам рано или поздно обязательно будет результат.

Обеспечение доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья вМОУ детский сад № 382

1. Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
МОУ детский сад № 382 готов принятьинвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (вход в здание образовательной организации оборудован кнопкой на доступном уровне, широкие дверные проёмы, пандусы и прочие помещения).

2. Обеспечение доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В ДОУ функционируют 2 группы компенсирующей направленности: старшая группа компенсирующей направленности и подготовительная группа компенсирующей направленности.
С детьми работают узкие специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

Содержание коррекционной работы.
Содержание коррекционной работы должно обеспечивать:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья ООП ДОУ и их интеграции в образовательном учреждении.

Задачи коррекционной работы:
-обеспечение права ребенка с нарушениями в развитии на получение коррекционной помощи;
- защита ребенка с нарушениями в развитии от некомпетентного педагогического воздействия;
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно эстетического и физического развития детей;

- осуществление необходимой коррекции недостатков в психическом развитии детей;
- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения
и развития.

3.Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи воспитания по охране и совершенствованию здоровья детей на весь период пребывания в ДОУ:
- создание условий для полноценного и всестороннего развития детей, активного двигательного режима, соблюдения режима дня, совершенствования предметно- развивающей, материально-технической и экологической среды с учетом здоровья инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья;

- укрепление жизнеспособности детского организма через воспитание навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, привитие укрепляющих здоровье потребностей и расширение возможностей их практического применения здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование представлений о физических потребностях своего организма, адекватных способах их удовлетворения здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- воспитание практических навыков и приемов, направленных на сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Вся деятельность с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья строится с учетом их индивидуальных возможностей на основе разрабатываемых индивидуальных образовательных маршрутов.

4. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
ТСО в группах компенсирующей направленности:
- телевизор – 2
- магнитофон – 2
- DVD – 2
- подборка звуковых презентаций, подборка презентаций, подборка видеоматериалов по материалам тематического планирования (на флешносителях и дисках)
- подборка аудиозаписей (на аудиокассетах и флеш-носителях).

Доступная среда (перейти по ссылке)

Кабинет учителя-логопеда (перейти по ссылке)

Кабинет педагога-психолога (перейти по ссылке)