МОУ детский сад № 382

   

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Развитие способностей детей дошкольного возраста"

 

Преподаватели кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС
Мартиросян К.В., Малявина С.С., Кузеванова А.Л., Забродина Т.И.,
Май 2022 г.

Развитие ребенка тесно связано с его способностями – такими индивидуально-психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному ее виду. Развитие способностей определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии. Отечественные психологи подчеркивают огромную роль общения, воспитания, обучения в процессе социального наследования культуры, опыта, приобретенного человечеством для развития способностей.

Возрастные особенности как бы подготавливают и временно сохраняют благоприятные условия для становления определенных способностей, выступают как составная часть, компоненты самих детских способностей. Если говорить о детском и младшем школьном возрасте, то в этот период проявляется своеобразная повышенная готовность к развитию художественных способностей.

Предпосылки важны, но не следует отождествлять их со способностями. Как бы ни были велики задатки ребенка, они реализуются в способность только в процессе его деятельности. Развитие способностей – сложный процесс. Оно не сводится лишь к количественному их росту. В процессе развития происходит, прежде всего, качественная перестройка способностей. В структуру общих способностей ребенка входят познавательные и практические способности. В детском возрасте начинают формироваться познавательные, некоторые специальные, практические способности.

К познавательным способностям относят в первую очередь сенсорные (перцептивные), интеллектуальные и творческие. Сенсорные (перцептивные) способности связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития и интенсивно формируются с 3-4 лет.

Интеллектуальные – обеспечивают относительно легкое и продуктивное овладение знаниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира. Творческие способности связаны с воображением, что позволяет находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку или историю, создавать замысел игры или рисунка.

Исследования отечественных и зарубежных психологов говорят об очень ранних сроках проявления познавательных способностей у детей. Первые проявления способностей можно заметить уже в раннем детстве – склонность к какому-либо виду деятельности (при этом ребенок иcпытывает радость, удовольствие, ему интересен не результат, а сам процесс). Дети- «вундеркинды» в раннем возрасте достигают больших успехов в какой-либо деятельности: к примеру, Моцарт с трех лет сочинял музыкальные произведения, а в шесть лет написал фортепьянный концерт; в четырехлетием возрасте проявились способности к рисованию у И. Е. Репина. Но наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться в 3-4 года. В раннем детстве только закладываются общие предпосылки развития способностей, что проявляется в освоении основных движений и предметных действий, в формировании активной речи. О наличии данных способностей свидетельствует, например, точность, дифференцированность восприятия, умение вычленить наиболее характерные свойства предметов, способность разобраться в сложных ситуациях, найти наиболее оптимальное решение, предполагающее наличие изобретательности и оригинальности ума, наблюдательности, смекалки.

Развитие практических способностей: организаторских, конструктивно-технических.

К практическим способностям дошкольника относят: организаторские и конструктивно-технические. Среди них особая роль принадлежит организаторским способностям. Зачатки их можно наблюдать даже в конце раннего возраста. Особенно ярко они проявляются и интенсивно развиваются в игровой деятельности детей. Дети с организаторскими способностями чаще других выступают инициаторами игр, помогают найти каждому наиболее подходящую для него роль, проявляя наблюдательность, зачатки практически-психологического ума. При этом сами они не всегда выполняют в игре главные роли, но даже на «второстепенных» ролях фактически продолжают руководить действиями своих партнеров. Характерным для таких детей является высокая коммуникативность. Замечена их способность по-разному устанавливать контакт, общаться с детьми в зависимости от некоторых индивидуальных качеств партнера. Условиями их развития являются все виды детской деятельности, которые имеют совместный, коллективный характер, поэтому наиболее благоприятны для развития организаторских способностей. Особенно ярко они проявляются и интенсивно развиваются в игровой деятельности детей. Участвуя в играх, дети с организаторскими способностями чаще других подмечают недостатки в выполнении игровых правил сверстниками, проявляют самостоятельность, своей активностью, увлеченностью «зажигают» других.

К практическим способностям дошкольников относят также конструктивно-технические способности: пространственное видение, пространственное воображение, умение представить предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью. Они формируются в конструктивной деятельности из разных материалов, конструкторов, при использовании технических игрушек.

Детское конструирование представляет собой процесс создания конструкций, построек, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Способности к этому виду деятельности проявляются, например, в умении легко установить пространственное расположение между элементами предмета и подчинить его определенной логике, в быстром выделении опорных деталей, узлов конструкций, в умении внести элемент новизны в решение конструктивно-технической задачи. Успеху в конструктивно-технической деятельности способствует практическая направленность ума ребенка, пространственное воображение, учет им важных для достижения результата требований действительности, хорошая техническая наблюдательность, рациональный подход к решению задачи. Конструктивные способности ребенка развиваются во всех доступных ему видах конструирования. В процессе конструирования по условиям ребенок учится варьировать, по-разному решать задачи на основе одних и тех же условий, что создает важные предпосылки для творчества. К концу детского периода дети могут успешно выполнять постройки, отвечающие достаточно разнообразным и сложным условиям. В конструировании по замыслу ярко проявляется, особенно к концу детского периода, способность к самостоятельному планированию своей деятельности, тенденция к творчеству.

Специальные способности – это индивидуально-психологические свойства личности, которые обусловливают возможность успеха в специальных областях деятельности.

Среди специальных способностей особое место в дошкольном возрасте занимают художественные способности. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. У ребенка проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики; зарождаются литературные способности, проявляющиеся в сочинении сказок, стихов, считалок, дразнилок и т. д. Любая специальная способность включает основные составляющие: определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости.

Очень рано начинают развиваться у детей музыкальные способности. Они проявляются, прежде всего, в высокой музыкальности, включающей в себя как ладовое чувство (способность эмоционально откликаться на музыку), так и тонкое дифференцированное восприятие музыки (слуховой компонент музыкальности). Музыкальные способности ребенка выражаются и в способности к слуховому представлению. Музыкально-репродуктивная способность в сочетании с ладовым чувством и лежит, по мнению Б. М. Теплова, в основе гармонического чувства. Высокоразвитое музыкально-ритмическое чувство, выражающееся в способности активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить, также является показателем музыкальной способности. Музыкальная одаренность не исчерпывается музыкальностью. В нее могут быть включены и другие качества, такие как богатство воображения, особенности памяти, внимания, жизненный опыт и др.

Музыкальные способности многогранны. Активно развиваются в детском возрасте музыкально-двигательные способности. Разнообразны проявления одаренности в этой области (их изучали А. В. Кенеман, Н. А. Ветлугина, И. JI. Дзержинская, К. В. Тарасова и др.). Сюда включается и способность воспринимать музыку, чувствовать ее выразительность, непосредственно и эмоционально откликаться на нее, и способность оценить красивое в музыке и движении, оценивать ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах возможности для данного возраста. Особое же внимание исследователи обращают на способность детей выразительно непринужденно, ритмично двигаться под музыку. Эта способность, по данным Н. А. Ветлугиной, изучающей ее проявление в музыкальных играх дошкольников, выражается: 1) в увлеченности движением под музыку, в радостной готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой; 2) в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попытках воплотиться в этот образ, в поисках правдивых естественных движений, соответствующих характеру музыки и сюжету игры; 3) в произвольности движений (умение подчинить их ритму музыки, «укладывать» во времени и в пространстве, коллективе и проявлять при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость); 4) в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, акцентов, сильных долей метра; 5) в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении» отдельных элементов музыкальной игры.

Другим излюбленным занятием детей является рисование. Способности к изобразительной деятельности так же, как и к музыкальной, проявляются рано. Даже если они ярко не выражены, нужно развивать у всех детей, ибо рисование – такая деятельность, без которой немыслимо полноценное развитие личности. Изобразительная деятельность помогает глубже, полнее узнать окружающий мир, его красоту. Изобразительные способности представляют собой сложное комплексное образование, включающее в свою структуру ряд необходимых и специфических способностей. Отечественные психологи В. И. Кириенко, Е. И. Игнатьев и др. отмечают среди них в первую очередь «остроту видения», целостное, ясное восприятие, яркое воображение, зрительную память, точные (согласованные) движения рук. В своем рисунке, лепке, аппликации ребенок отражает не только окружающую действительность, но и свое отношение к ней. Вот почему когда речь идет о развитии изобразительных способностей, предполагается активное развитие не только глаза и руки, но и эмоциональной отзывчивости ребенка.

У наиболее способных детей уже в дошкольные годы относительно быстро развиваются острота и точность наблюдения, умение анализировать воспринимаемый предмет. Развитию способностей к изобразительной деятельности в значительной степени способствуют рассматривание предметов, наблюдение явлений природы, восприятие произведений искусства. Восприятие художественных картин, рисунков талантливых художников содействует формированию у детей понятия «красивый рисунок», которым ребенок начинает пользоваться как мерилом, идеалом в своей дальнейшей изобразительной деятельности. От того, насколько глубоким, индивидуальным будет эмоционально-эстетическое восприятие ребенком предмета, в значительной степени зависит и развитие его способности к рисованию.

Велика роль в развитии изобразительных способностей собственной художественной деятельности ребенка. Необходимо создавать условия для нее. Специалисты (художники, педагоги) обращают внимание взрослых на необходимость давать детям материал хорошего качества, широко использовать цветную бумагу. Особо важное значение в развитии изобразительных способностей ребенка отечественные психологи и педагоги придают обучению, усвоению ребенком помощью взрослого социального опыта.

Среди специальных способностей выделяют и литературные способности. В совокупности психических свойств, определяющих успех в литературной стельности, особо значимую роль имеют поэтическое восприятие действительности, наблюдательность, образное мышление, творческое воображение, образная память, точный и выразительный язык. Активное развитие литературных сложностей относится к более позднему периоду (школьный возраст). Однако, первыe проявления их можно наблюдать уже в среднем и старшем детском возрасте словесном творчестве детей. Иногда элементы словесного творчества встречаются и в более ранний период. Связь с движениями, играми, плясками – характерная особенность этих первых элементов словесного творчества в ранний период. В среднем и старшем детском возрасте эта связь с действием становится не обязательна; дети начинают специально сочинять сказки, рассказы, стихи. Детские дразнилки, считалки – своеобразная сатирическая лирика – являются наиболее распространенным видом детского поэтического творчества. В них стремление ребенка к самоутверждению, желание выглядеть сильнее, умнее, смелее путем подчеркивания недостатков других. Другим видом детского словесного творчества являются сочиненные ими сказки, продолжающиеся истории, рассказы. Развитие словесного творчества предполагает совершенствование всех компонентов литературных способностей. В первые же годы жизни – в раннем и дошкольном детстве – особое значение имеет развитие у ребенка способности подлинного восприятия стиха, умения наслаждаться художественной литературой. Это способствует развитию поэтического слуха, наличие которого помогает лучше чувствовать красоту и богатство речи. А это важная предпосылка для развития художественных способностей (Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, П. М. Якобсон и др.).

К концу дошкольного периода содержание детских сказок, рассказов становится более сложным, увлекательным, насыщенным динамизмом, нередко – драматичностью, появляются новые, эмоционально окрашенные образы, хотя и в них нетрудно обнаружить влияние знакомых детям литературных произведений.

Зарождается в детском периоде и способность к театральной деятельности. Дети, проявляющие способность к этой деятельности, обладают относительно высокой художественно-образной выразительностью, живым воображением, высокой эмоциональной чувствительностью, эмоциональной памятью. Театральные способности детей развиваются в разных видах театрально-игровой деятельности (игры-драматизации, кукольный театр и др.). Этому способствуют и специальные упражнения, занятия с детьми, направленные на развитие интонации, мимики, жеста, позы и походки.

Для развития общих и специальных способностей детей дошкольного возраста психологи дают родителям следующие рекомендации:

•   Поощряйте интересы и увлечения во всех сферах деятельности ребенка — танцах, спорте, вокале, математике.

•   Практикуйте развивающие игры уже в первый год жизни малыша, а для детей старшего возраста подбирайте интересные занятия и разнообразные формы обучения.

•   Не навязывайте своего мнения малышу, позвольте ему самостоятельно сделать выбор.

•   Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или "за гранью".

•    Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество.

•    Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не  должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).

•    Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.

•   Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

•   Помогайте ребенку порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

По мнению специалистов, ранний детский возраст — лучшее время для формирования и развития способностей ребенка. В возрасте 2–6 лет малыш открыт ко всем видам деятельности. В этот период важно поддерживать ребенка во всех проявлениях его интересов, не ругать за допущенные ошибки, искренне радоваться творческим успехам дошкольника.

Список литературы

1.  Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.

2.  Мандель, Б. Р. Возрастная психология : учебное пособие / Б.Р. Мандель. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 350 с.

3.  Матяш, Н. В. Возрастная психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. – Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 268 с.

4.  Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.

5.  Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 222 с.

6.  Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 240 с.

%