Преподаватели кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС
Прокурова С.В., Терелянская И.В., Хачатрян А.Ю, Хрипунова С.В.,
Апрель 2022 г.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации осуществляется с помощью определенных средств и методов.
В. И. Логинова и П. Г. Саморукова, рассматривая методы нравственного воспитания, определяют их как пути и способы реализации задач и содержания нравственного воспитания. Методы выполняют определенные роли в процессе нравственного воспитания и совершенствования личности воспитанника, а также функции управления этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на воспитанников, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается нравственный опыт.
И. Ф. Харламов, рассматривая проблему нравственного воспитания, выделяет такие группы методов как: приучение; упражнение; стимулирование; торможение; самовоспитание; руководство; объяснительно-репродуктивный; проблемно-ситуативный.
Рассмотрим данные методы подробно.
Метод приучения – это метод воспитания, предусматривающий организацию планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий с элементами обязательности, принуждения с целью формирования конкретных привычек в поведении.
Метод упражнения обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, использование навыков и привычек на практике.
Метод стимулирования – это поощрение деятельности воспитанников с помощью положительной оценки их поведения.
Приемы метода торможения выражаются в виде порицания, предупреждения, предъявления повышенных требований к личности воспитанника.
Метод самовоспитания – способ деятельности и установки на данную деятельность с целью совершенствования образа «Я – реальный» и создания образа «Я – идеальный».
Любой вид деятельности — общение, игра, труд, учение — важен в освоении знаний о нормах и правилах поведения и упражнениях в поступках и действиях. Но формирование личности в процессе деятельности обеспечивается лишь целенаправленным руководством ею со стороны педагога. При этом условии руководство деятельностью становится методом нравственного воспитания.
Объяснительно-репродуктивный метод – метод, при котором применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Деятельность воспитанников носит алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкции, предписанию, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом, ситуациях.
С целью нравственного воспитания личности и установления единства убеждений и поведения используется проблемно-ситуационный метод. Этот метод побуждает личность систематизировать усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения.
В своих исследованиях Г. И. Щукина, в контексте нравственного воспитания, выделяет три группы методов:
• методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);
• методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
• методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные методы, как поощрение и наказание. Они служат для одобрения положительных и осуждения отрицательных поступков и действий.
К методам нравственного воспитания детей относится также личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение, на формирование морального облика личности.
В системе основных методов воспитательного воздействия как составная часть, средство и прием используется положительный пример.
Выбор методов нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации становится эффективным в сочетании с адекватными средствами воспитания. Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.
Н. С. Карпинская в своих исследованиях выделила группу художественных средств, к которым относится художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы, мультфильмы, способствующие повышению познаваемых моральных явлений. Использование художественных средств показывает, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка дошкольного возраста производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
С. Н. Николаева выделила такое средство нравственного воспитания, как природа. Воздействие природы на нравственную сферу детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым способом воспитания чувств и поведения, дает возможность вызывать у дошкольников гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, что в итоге способствует формированию у ребенка уверенности в себе.
По мнению С. Ю. Крохиной средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста является собственная деятельность – игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства нравственного воспитания. Повседневная деятельность дошкольников состоит из обучения, игры, детского творчества.
М. И. Лисина в качестве средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста выделила общение. Оно имеет большое практическое значение, так как позволяет оценить влияние нравственного воздействия на ребенка в процессе его общения с другими детьми и взрослыми. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений. При этом большую роль играют установившиеся доверительные отношения ребенка со взрослыми.
Таким образом, рассматривая методы и средства нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации, можно выделить основные методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста: метод приучения, упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно-репродуктивный и проблемно-ситуативный метод. Актуальными являются применение таких форм работы нравственного воспитания, как фронтальные, групповые и индивидуальные.
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств – художественной литературы, природы, детской деятельности, общения дошкольников с ближайшим окружением.
Список литературы
1. Зыраянова, С.М. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста / С.М. Зыраянова, Н.А. Каратаева, Киселева, Л.Л. Лашкова. – Шадринск, 2011 – 217 с.
2. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – Москва: Академия, 2011. – 416 с.
3. Нечаева, В. Г. Нравственное воспитание в детском саду / В. Г Нечаева, Т. А. Маркова, Р. И. Жуковская. – Москва: Просвещение, 1984. – 272 с.
|