Мартиросян Карине Вардановна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
24.06.2025
Взаимодействие со сверстниками в дошкольном возрасте играет ключевую роль в социальном и эмоциональном развитии детей. В этом возрасте дети начинают активно устанавливать контакты друг с другом, осваивать навыки общения и совместной деятельности.
Характеристика взаимодействия со сверстниками:
1. Игровая деятельность: В дошкольном возрасте игра является основной формой взаимодействия. Дети учатся делиться, соревноваться, сотрудничать и принимать разные роли, что способствует развитию социальных навыков.
2. Эмоциональный обмен: Взаимодействие с сверстниками помогает детям развивать эмоциональную чувствительность, сопереживание и умение выражать свои чувства.
3. Формирование статусов: В группе сверстников начинают проявляться лидерские и подчиненные роли. Дети учатся принимать и оспаривать авторитет, что важно для их социального развития.
4. Конфликты и их разрешение: Конфликты между детьми также становятся частью взаимодействия. Решение конфликтов учит важным навыкам, таким как компромисс, переговоры и взаимопонимание.
Факторы формирования взаимодействия:
1. Социальная среда: Семья, детский сад и окружающая социальная среда оказывают значительное влияние на то, как дети общаются друг с другом. Взаимодействие с более опытными взрослыми и сверстниками формирует у детей модели поведения.
2. Личностные особенности: Характер, темперамент и уровень развития ребенка влияют на его стиль общения с другими детьми. Агрессивные или замкнутые дети могут испытывать трудности в взаимодействии.
3. Культурные различия: Различные культурные традиции формируют различные подходы к общению и взаимодействию, что также влияет на межличностные отношения детей.
Условия для конструктивного взаимодействия:
1. Создание безопасной и поддерживающей среды: Важно, чтобы дети чувствовали себя защищенными и принятыми в группе. Это способствует более открытому и свободному общению.
2. Поддержка взрослого: Взрослые должны активно участвовать в процессе, помогая детям осваивать навыки общения и разрешения конфликтов. Примеры эффективного поведения могут быть полезны в этом процессе.
3. Стимулирование сотрудничества: Игры и задания, направленные на совместную деятельность, способствуют развитию навыков группы и учат детей работать друг с другом.
4. Обогащение социального опыта: Организация совместных мероприятий, экскурсий и других активностей помогает детям расширить свои социальные контакты и развить навыки общения вне привычной среды.
Таким образом, взаимодействие со сверстниками в дошкольном возрасте имеет свои особенности, которые формируются под воздействием различных факторов. Обеспечение условий для конструктивного взаимодействия способствует социальному и эмоциональному развитию детей.
Источники:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.
2. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.
3. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 222 с.
4. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 240
|