Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Особенности совместной деятельности в дошкольном возрасте"

 

Мартиросян Карине Вардановна,   
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

23.06.2025

 

Совместная деятельность в дошкольном возрасте представляет собой важный аспект развития ребенка, который способствует формированию социальных навыков, коммуникативных умений и эмоционального интеллекта. Вот характеристика, факторы формирования и условия развития совместной деятельности у детей дошкольного возраста:

 

 Характеристика совместной деятельности

 

1. Коллективно-игровая форма: Основная форма совместной деятельности - это игра, где дети учатся взаимодействовать друг с другом, ассимилируя социальные роли и правила.

2. Коммуникативные навыки: В процессе совместной деятельности дети развивают навыки общения, учатся слушать и понимать других, а также выражать свои мысли и чувства.

3. Совместное решение проблем: Дети начинают понимать и принимать разные точки зрения, учатся решать конфликты, договариваться и находить компромиссы.

4. Развитие эмоционального интеллекта: Дети учатся распознавать и выражать свои эмоции, а также сочувствовать другим, что способствует укреплению межличностных связей.

 

 Факторы формирования совместной деятельности

 

1. Возрастные особенности: В дошкольном возрасте дети активно развивают свои социальные навыки, поэтому совместная деятельность начинает проявляться в форме игр и совместных заданий.

2. Социальное окружение: Наличие соучастников, таких как сверстники, воспитатели и родители, влияет на развитие совместной деятельности. Пример родителей в играх и совместных занятиях также играет важную роль.

3. Индивидуальные характеристики: Личностные качества детей (например, степень общительности, настойчивости или эмпатии) могут влиять на их готовность и желание участвовать в совместной деятельности.

4. Культурно-исторический контекст: Традиции, нормы и ценности, существующие в обществе, формируют представления детей о том, как нужно взаимодействовать с окружающими.

 

 Условия развития совместной деятельности

 

1. Создание партнерской среды: Важно организовать пространство и занятия таким образом, чтобы дети могли легко взаимодействовать друг с другом. Это может быть как в формате игр, так и в процессе совместного творчества.

2. Поддержка со стороны взрослых: Воспитатели и родители должны активно участвовать в совместной деятельности, направляя и поддерживая детей, но не навязывая свои решения.

3. Разнообразие видов деятельности: Предоставление детям возможности участвовать в различных формах совместной деятельности (игры, проекты, совместные творческие задачи) способствует обогащению опыта.

4. Стимулирование инициативы детей: Важно поощрять идеи и инициативы детей, позволяя им быть активными участниками совместных действий.

 

Таким образом, совместная деятельность в дошкольном возрасте является неотъемлемой частью развития ребенка, способствующей формированию социальных и эмоциональных навыков, необходимых для успешной адаптации в обществе.

 

Источники:

1.  Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.

2.  Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.

3.  Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 222 с.

4.  Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 240

%