|
Фисенко Мария Дмитриевна,
ассистент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
20.06.2025
Воспитание — это комплексный процесс, который формирует личность ребенка и влияет на его развитие. Каждый родитель, осознавая свою ответственность, стремится выбрать оптимальный стиль воспитания, который будет способствовать гармоничному развитию ребенка. Исследования в области психологии воспитания выявили несколько основных стилей, каждый из которых имеет свои особенности и последствия для формирования личностных качеств детей.
Чтобы получить положительный результат и воспитать свободного, развитого, думающего, ответственного, целеустремленного человека с хорошей самооценкой, родителям (или тем, кто их замещает), необходимо создать благоприятную, стабильную и безопасную обстановку - семью, в которой будут доверительные и теплые отношения. В которой будут учитываться и удовлетворяться потребности всех ее членов. Семью, которая будет опираться на взрослых, ответственных, думающих людей, которые ориентированы на развитие и благополучие.
1. Авторитарный стиль
Авторитарный стиль воспитания характеризуется строгими правилами, высоким контролем и низким уровнем тепла и поддержки. Родители в этом случае устанавливают жесткие границы и ожидают их безусловного соблюдения. Они не склонны объяснять свои требования, а их подход часто основан на принципах "должен" и "нужно".
Влияние на ребенка: Дети, воспитанные в авторитарной среде, могут стать послушными и дисциплинированными, но у них часто наблюдаются проблемы с самооценкой и самовыражением. Они могут реже проявлять инициативу, избегать принятия решений и испытывать трудности в социальных взаимодействиях.
В авторитарных семьях у детей формируется тревожность, неуверенность в себе. Когда за ребенка все решают взрослые, его мнения и желания не учитываются, ребенок привыкает ориентироваться на внешний авторитет и власть, теряется самоценность, не формируется опора на себя и нет веры в собственные силы. Постоянное соглашательство подрывает инициативность, теряются лидерские качества, формируется пассивность и зависимое поведение. Глубоко внутри, уже взрослый человек считает себя маленьким и бесправным. Ему хочется спрятаться за тех, кто сильнее, выше, умнее и он находит на смену родителям, такого - же авторитарного партнера, которому позволяет взять бразды правления в свои руки.
2. Либеральный стиль
Либеральный, или попустительский, стиль воспитания отличается от авторитарного отсутствием контроля и правил. Родители, придерживающиеся этого стиля, чаще всего стремятся угодить своим детям, предоставляя им полную свободу действий.
Влияние на ребенка: Дети, воспитывающиеся в либеральной атмосфере, могут развивать креативность и самовыражение. Однако отсутствие границ ведет к проблемам с самодисциплиной и ответственности. Эти дети могут столкнуться с трудностями при взаимодействии с авторитетами и в ситуациях, требующих самоконтроля.
Пока человек, вышедший из либеральной семьи методом проб и ошибок найдет для себя хоть какой-то баланс в жизни, пока поймет, что для него хорошо/плохо, пока нащупает свой правильный вектор развития, набивается столько шишек и совершается столько ошибок, что зачастую формируется зависимое, депрессивное, угнетенное, пассивное состояние.
3. Умеренный стиль
Умеренный стиль воспитания, или авторитетный, сочетает в себе элементы как авторитарного, так и либерального подходов. Родители этого стиля устанавливают четкие границы и правила, но при этом проявляют заботу и поддержку. Они открыты для диалога с детьми и объясняют причины своих требований.
Влияние на ребенка: Дети, выросшие в такой среде, как правило, становятся уверенными в себе и независимыми личностями. Они учатся принимать решения, основываться на моральных ценностях и уважать мнение других. Умеренный стиль способствует развитию социальной адаптивности и улучшает навыки общения.
Результатом такого родительства являются дети с высокой самооценкой и самопринятием. У них сформирована воля, целенаправленность, самоконтроль и саморегуляция. Такие дети отличаются дружелюбием, хорошей адаптивностью, у них обычно хорошие отношения со сверстниками, есть интерес к учебе и соответственно хорошая успеваемость, они отличаются высокой степенью ответственности и при этом низким уровнем тревожности.
4. Индифферентный (равнодушный/безразличный) стиль
Неконтролируемый стиль воспитания характеризуется отсутствием как контроля, так и поддержки. Родители могут быть равнодушны к жизни детей или даже проявлять агрессию.
Влияние на ребенка: Дети, воспитанные в таких условиях, часто страдают от низкой самооценки. У них могут возникать проблемы с эмоциональным развитием, а также с формированием здоровых отношений с окружающими.
Выводы
Вовсе не обязательно брать за пример какую-то конкретную схему. Ситуации, в которые попадают дети и их родители, очень разные. Где-то нужно проявить мягкость и поддержать малыша, а в другом случае – быть с ним строже и не идти на поводу. Стиль воспитания может варьироваться в зависимости от темперамента, возраста и индивидуальных особенностей. Необходимо наблюдать за ребенком, анализировать его поведение и реакции, чтобы адаптировать свой подход и создать благоприятные условия для его развития. Гибкость, терпение и безусловная любовь являются ключевыми компонентами эффективного воспитания.
Более подробную информацию можно изучить в источниках:
• https://www.b17.ru/article/371197/
• https://www.defectologiya.pro/zhurnal/6_stilej_vospitaniya_detej/
• https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2017/01/07/stili-semeynogo-vospitaniya-i-ih-vliyanie-na
|