Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Тревожность"

 

Прокурова Софья Витальевна,   
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

19.06.2025

 

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо как и то и другое одновременно.

Почему же появляется тревожность?

Со стороны кажется, что люди, которые безостановочно решают множество дел, очень энергичные. Но за такой активностью часто кроется тревожность и страх за будущее. Они мешают человеку расслабиться и заставляют постоянно просчитывать варианты и риски. С точки зрения нейрофизиологии, тревожность связывают с очень сильной активностью миндалины. Это часть мозга, с помощью которой мы очень быстро и прочно запоминаем эмоциональные события. В первую очередь, пугающие — эволюционно от этого зависело наше выживание. Получается, что у многих из нас есть генетическая предрасположенность к тревожности. Впоследствии на неё накладываются любые жизненные события.

Как  же поддержать себя в момент тревожности?

1. Ищите причину тревоги

Тревожное состояние нельзя игнорировать. Чаще всего причиной являются мысли о будущем. Если вы и представили негативный сценарий — продумайте, как вы будете действовать в такой ситуации, что поможет вам решить эту проблему. Так вы поймете, что вы сможете справиться с возможными трудностями, а следовательно, нет повода для беспокойства.

2. Приучите себя полноценно отдыхать.

Это справедливо для любых периодов в жизни, но особенно ценно после больших эмоциональных нагрузок. Лучший способ — освоить медитации и регулярно их практиковать. Ещё важно создать приятные и комфортные условия для отдыха дома, слушать успокаивающую музыку, чаще гулять.

3. Выработайте привычку делать только одно дело за раз.

 Например, если вы едите, то только едите. Без телефона в руке или компьютера перед глазами. Это поможет вам фокусироваться на том, что действительно важно в конкретный момент. Многозадачность — хороший навык, но его не нужно использовать 24/7.

4. Уменьшайте количество оповещений.

Одним из факторов тревожного состояния может быть частое пользование гаджетами. Вы находитесь в напряжении, если на телефоне постоянно появляются оповещения. Оставьте только самые важные — остальные чаты, новостные ресурсы можно просто периодически проверять.

5. Решайте математические задачи и занимайтесь творчеством.

Если же тревожное состояние не позволяет вам заняться привычными делами, озадачьте свой мозг. Это могут быть упражнения по физике, математике или игра в шахматы. Можно считать в уме в обратном порядке, складывать и умножать случайные числа.

Если же математические задачи вам менее интересны, займитесь рисованием или музицированием. Главное — перевести внимание на решение конкретной проблемы и направить на нее все остальные ресурсы.

6.Письменно фиксируйте свои переживания.

Опишите то, что вы чувствуете, и объясните причину своей тревоги. Перечитав эту запись через несколько часов, вы посмотрите на ситуацию с другой стороны, будто это происходит не с вами. В таком состоянии вам могут прийти новые идеи и пути решения проблем.

7. Позволяйте себе отдыхать.

Тревожность может возникать из-за постоянной спешки и мысли о том, что вы ничего не успеваете. Интенсивный рабочий график, режим многозадачности могут повышать ваш уровень тревожности. Соответственно, необходимо позволять себе отдыхать, причем делать короткие перерывы и в течение рабочего дня. Так вы сможете также наладить баланс между работой и личной жизнь.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Мустакас К. Игровая терапия: Психотерапия на практике. - М.: АСТ. -2015, - 384 с.

2. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. - 304 с.

3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - М.: СПб.: ЭЛБИ, 2008. - 632 с.

%