Терелянская Ирина Васильевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
27.05.2025
«Хочу тpёxзнaчный я IQ
Но родилась, увы, блондинкой.
Как сильно портит жизнь мою
В уме досадная слабинка.
…
Везёт же Мэрилин Савант.
IQ там - 228!!!
Умён Григорий Перельман,
Был гением и Стивен Хокинг!
А я.. Совсем и ох, и ах...
Не развилась в таком аспекте
И дело даже не в мозгах,
- В нём!
...Как его там?
- ...В интеллекте»
Чтобы разобраться в том, что такое IQ и почему многим, вместе с автором этого стихотворения Милой Познанской, хочется иметь «трехзначный IQ», нужно обратить свой взгляд почти на 140 лет назад.
28 марта 1882 года во Франции благодаря настойчивости министра народного просвещения Жюля Ферри был принят Закон об обязательном начальном образовании. Оно стало светским, бесплатным и всеобщим, т.е. учиться могли не только мальчики, но и девочки всех сословий и вероисповеданий.
Но применение этого закона на практике столкнулось с непредвиденными трудностями. Крестьяне не хотели лишаться рабочих рук, поэтому саботировали обучение своих детей. Буржуа не хотели, чтобы их отпрыски сидели за одной партой с бедняками. А католическую церковь не устраивало, что ее отстранили от преподавания в школах. Эти три силы уверяли, что бесплатно получать образование должны только избранные, т.к. большинство детей просто неспособно освоить программу начальной школы. Государство тратило огромные деньги на начальное образование, но весомого результата не было.
Вот тогда правительство и пригласило Альфреда Бине, основателя первой во Франции лаборатории экспериментальной психологии, и Теодора Симона, главного психиатра из больницы Сен-Йон, разработать процедуру выявления детей способных учиться в начальной школе, а у каких в дальнейшем будут трудности в обучении.
А. Бине, общаясь со своими дочерьми-погодками, обнаружил, что, в одинаковом возрасте, его девочки умели делать одни и те же действия и совершали похожие ошибки. На основе этого наблюдения и проведенного исследования А. Бине и Т. Симон выяснили, что почти все дети трехлетнего возраста могут показать части своего тела, повторить несложное предложение или назвать свою фамилию. Четырехлетки могут сравнить длину линий, а пятилетки – считать до четырех и срисовать квадрат и т.п.
Учитывая эти обстоятельства, ученые в 1905 году создали тест «Бине-Симона», в котором ребенок должен был выполнять определенные действия согласно своему хронологическому возрасту: называть предметы, расставлять объекты по порядку, копировать рисунки. Если малыш справлялся со всеми заданиями, то ему давали задачи для группы на год старше. Если не справлялся, то – младше. Максимальный возраст группы, все задачи в который решает данный ребенок, стали называть «умственным возрастом». Если человек отвечал на какое-то количество вопросов из старшей возрастной группы, то ему к годам приписывались еще и «умственные месяцы».
Если разделить «умственный возраст» человека на его хронологический возраст и умножить на 100%, то мы получим коэффициент умственного развития (Intelligence Quotient, сокращенно – IQ). По-другому его еще называют коэффициент интеллекта. Он показывает, на сколько процентов интеллект данного человека соответствует интеллекту среднестатистического человека такого же возраста.
Значение IQ>100, говорит о том, что интеллект у данного индивида развит лучше, чем в среднем у его сверстников, а, если IQ<100, то - развит хуже.
Интеллект большинства людей на планете измеряется в районе 90-120 пунктов. IQ выше 120 баллов показывает, что у его обладателя высоко развиты когнитивные способности, а ниже 90 – что интеллектуальная деятельность человека оставляет желать лучшего. Уровень IQ ниже 70 единиц – это показатель умственной отсталости.
Считают, что коэффициент интеллекта основателя современной теоретической физики и разработчика теории относительности Альберта Эйнштейна составляет около 180-200 баллов. А у британского астрофизика и автора книги «Краткая история времени» Стивена Хокинга IQ равен 160.
Американская писательница Мэрилин вос Савант, имя которой упоминается в стихотворении в начале статьи, имеет самый высокий, из зарегистрированных, коэффициент умственного развития 228 пунктов. Это значит, что интеллект Мэрилин более чем в 2 раза выше, чем у всех ее ровесников, живущих ныне на Земле. Впрочем, сама Савант не считает себя какой-то особенной и уверена, что самый умный человек ещё не найден, т.к. не все люди в мире прошли тест на IQ. Так что у вас есть шанс смести Мэрилин вос Савант с пьедестала!
- Мазикина. Л. Как 10 000 мужчин разоблачали Мэрилин вос Савант, женщину с самым высоким IQ / Л. Мазикина // Культурология.РФ. - URL: https://kulturologia.ru/blogs/090519/43053/ (дата обращения: 17.05.2025).
- Познанская. М. IQ / М. Познанская // Миллион статусов. - URL: https://millionstatusov.ru/stihi/iq/top.html (дата обращения: 17.05.2025).
|