|
Хачатрян Ани Юриковна,
преподаватель кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
26.05.2025
Темперамент — это базовая, устойчивая характеристика личности человека. Общепринято различать четыре типа темперамента: меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик. Характерные особенности темперамента не у всех детей проявляются в одинаковой степени. Ниже преведены обобщенные портреты детей разных темпераментов.
Ребенок-сангвиник. Для детей-сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны, активны, общительны, с живой мимикой, бодрым, постоянным настроением. Такие дети реагируют громким смехом на положительные раздражители, на отрицательные - не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Дети-сангвиники легко переключаются с одной деятельности на другую. Они за короткое время осваиваются в яслях и детском саду. Но высокая пластичность и легкая переключаемость детей-сангвиников может иметь и отрицательную сторону: чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы; ребенок меняет одну игрушку за другой, имеет много товарищей, но ни одного друга, бросает начатое дело и тут же берется за новое, ничего не доводя до конца, быстро устает от однообразия,
Одной из задач воспитания ребенка-сангвиника является формирование у него устойчивости поведения, интересов, привязанностей, собранности и аккуратности. Дети-сангвиники любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются у них быстро и легко перестраиваются, поэтому сангвиника легко дисциплинировать. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый. Дети-сангвиники легко вступают в контакты со взрослыми и другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причем могут и руководить, и подчиняться.
Ребенок возбудимого типа — холерик. Переживания их очень сильны, ярко выражены, эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, на любое неудобство, запрет, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы, очень импульсивны. Ситуации, в которых надо сдерживать себя, вызывают у них чувство протеста. У детей-холериков часто меняется настроение, движения их порывисты, речь быстрая, сбивчивая, нередко непонятная. Такие дети очень активны: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Стремятся выполнять главную роль в играх, организуют сверстников, руководят ими, пытаются руководить взрослыми. В коллективе они могут быть излишне подвижны, шумливы, задиристы, с трудом подчиняются установленным правилам, конфликтуют из-за игрушек, правил игры, могут терять контроль над собой. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать.
Ребенок-флегматик. В раннем детстве это спокойный малыш, который редко плачет, много спит, не требует к себе внимания. Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Все реакции имеют нечеткий характер: негромко смеются, плачут мало и тихо, нет лишних движений и жестов. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь. Для флегматика необходим период вхождения в деятельность, внешний стимул. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у крайне медленно, но очень устойчивы. Все, к чему привык ребенок-флегматик, становится постоянным. Любое новшество воспринимается не сразу. Этим детям трудно привыкнуть к детскому саду, приспособиться к новому режиму, новым требованиям, познакомиться с детьми. Другие дети с трудом приспосабливаются к детям-флегматикам, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Но в привычной обстановке ребенок спокойно выполняет правила поведения, старательно справляется со знакомой работой.
Ребенок-меланхолик очень раним и чувствителен, к примеру, увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать. У них быстро наступает утомление: устают от шума, новых людей, замечаний. Нервная система быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. Все реакции ребенка-меланхолика «приглушены», он малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений. Движения и мимика у таких детей обычно вялые, речь очень тихая, невыразительная. Чувства меланхолика глубокие, сильные, но без внешнего выражения. Дети долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам.
Положительными чертами детей-меланхоликов являются способность сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства, устойчивость интересов, привязанностей, привычек. К общению со сверстниками ребенок-меланхолик не стремится, инициативы в общении не проявляет. Шумные сверстники его утомляют, предпочитает одиночные игры. Дети со слабым типом нервной системы с огромным трудом входят в коллектив, с трудом отрываются от мамы, медленно привыкают к режиму, долго плачут, отказываются от игр, не разговаривают. Первые дни пребывания такого ребенка в саду требуют особого внимания со стороны воспитателя и бережного к нему отношения.
Источники:
1. Электронный ресурс: https://bspu.by/blog/finkevich/article/lection/temperament-i-harakter-v-doshkol-nom-vozraste
2. Электронный ресурс: https://psy.su/feed/10159/
|