Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Особенности социального интеллекта в дошкольном возрасте"

 

Мартиросян Карине Вардановна,   
кандидат психологических наук,  доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

29.04.2025

 

Социальный интеллект – это способность понимать и эффективно взаимодействовать с людьми, распознавать и интерпретировать социальные сигналы, а также умение управлять своими эмоциями и эмоциями окружающих. В дошкольном возрасте формирование социального интеллекта имеет особое значение, так как именно в этот период закладываются основы взаимодействия с окружающей средой и развитие навыков общения.

 

Особенности социального интеллекта в дошкольном возрасте

 

1. Развитие эмпатии: Дети начинают осознавать эмоции других людей и проявляют к ним интерес. На этом этапе маленькие дети учатся различать выражения лиц, интонацию и другие невербальные знаки, что является основой для развития эмпатии.

 

2. Игра как форма социального взаимодействия: Игра – основной способ, через который дети учатся социальным навыкам. В процессе ролевых игр они учатся сотрудничать, делиться, сопереживать, разрешать конфликты и договариваться.

 

3. Понимание социальных норм: В дошкольном возрасте дети начинают осознавать общественные нормы и правила. Они учатся, что некоторые действия являются приемлемыми, а другие – нет, что формирует их представление о социальных границах.

 

4. Развитие коммуникационных навыков: Дети начинают активно использовать язык для общения, задавая вопросы, рассказывая истории и выражая свои желания. Это развитие является ключевым для формирования их социального интеллекта.

 

Факторы формирования социального интеллекта

 

1. Семейное окружение: Родители и другие члены семьи играют важную роль в формировании социального интеллекта ребенка. Они учат детей основам общения, демонстрируя уважение, эмпатию и поддержку.

 

2. Социальная среда: Взаимодействие с другими детьми и взрослыми в детском саду или игровой группе способствует формированию социальных навыков. Дети учатся понимать и учитывать чувства и потребности других.

 

3. Наблюдение за окружающими: Дети активно наблюдают за поведением взрослых и сверстников, что помогает им усваивать социальные нормы и правила.

 

Рекомендации для развития социального интеллекта

 

1. Стимулируйте ролевые игры: Предоставьте детям возможность играть в ролевые игры, которые помогут им развивать навыки общения и взаимодействия с другими. Игрушки и костюмы могут послужить отличным подспорьем для создания различных игровых ситуаций.

 

2. Учите эмпатии: Обсуждайте с ребенком ситуации, в которых другие испытывают радость, печаль или гнев. Поддерживайте его в понимании чувств других и важности эмоциональной поддержки.

 

3. Создавайте возможности для социализации: Пусть ваш ребенок общается с другими детьми. Посещение детского сада, участие в кружках или спортивных секциях поможет ему развивать социальные навыки и учиться взаимодействию в группе.

 

4. Наставляйте на разрешение конфликтов: Научите ребенка основам разрешения конфликтов, помогая ему находить компромиссы и обсуждать свои чувства. Это поможет ему более эффективно справляться с социальными трудностями.

 

5. Поддерживайте открытость для обсуждений: Создавайте атмосферу, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно, делясь своими мыслями и эмоциями. Это важно для развития его уверенности в себе и способности обращаться за помощью.

 

Развитие социального интеллекта в дошкольном возрасте – это важный и ответственный процесс, который закладывает основы для успешного взаимодействия с окружающими на протяжении всей жизни. Заботясь о формировании этих навыков у детей, родители и воспитатели помогают им стать эмоционально зрелыми и социально адаптированными личностями.

 

Источники:

1.  Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.

2.  Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.

3.  Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 222 с.

4.  Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 240

 

%