Мартиросян Карине Вардановна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
28.04.2025
Креативность — это не только способность создавать что-то новое, но и умение находить нестандартные решения, мыслить divergently и видеть мир с разных сторон. В дошкольном возрасте, когда дети находятся на этапе активного познания окружающей действительности, развитие креативности приобретает особое значение.
Особенности креативности в дошкольном возрасте
1. Игровая деятельность: В этом возрасте игра является основным способом познания мира. В процессе игры дети фантазируют, принимают разные роли, создают новые миры, что способствует развитию креативного мышления.
2. Экспериментирование: Дети любят исследовать и экспериментировать. Они задают бесконечное количество вопросов и пытаются понять, как устроен мир, что является основой для креативного поиска.
3. Открытость новому: Дошкольники, как правило, не боятся выражать свои идеи и чувства. Их мышление более гибкое и свободное от стереотипов, что позволяет им генерировать необычные решения.
4. Некритичность: На этом этапе развития дети еще не боятся неудач, что способствует экспериментированию и поиску новых идей. Это создает пространство для творческого самовыражения.
Факторы развития креативности
1. Среда: Дети развиваются в условиях, где есть возможность для свободной игры и творчества. Разнообразные материалы, игрушки и пространство для совместной деятельности способствуют креативному развитию.
2. Влияние взрослых: Роль родителей и педагогов неоценима. Поддержка, одобрение, а также предоставление возможностей для проявления творчества создают позитивную атмосферу.
3. Разнообразие деятельности: Включение в обучение различных видов деятельности (рисование, музыка, театрализованные игры и т.д.) позволяет детям развивать разные стороны креативности.
4. Социальное взаимодействие: Взаимодействие со сверстниками помогает детям обмениваться идеями и вдохновляться друг от друга, что дополнительно развивает их креативные способности.
Рекомендации по развитию креативности у дошкольников
1. Создание творческой среды: Обеспечьте детей разнообразными материалами для творчества — красками, бумагой, природными материалами и т.д. Позвольте им экспериментировать и создавать.
2. Стимулирование вопросов: Поощряйте любознательность, задавайте вопросы и поддерживайте обсуждения. Слушайте детей и дайте им возможность высказывать свои мысли.
3. Разнообразие форматов обучения: Используйте различные методы обучения, включая проекты, экскурсии, ролевые игры. Это помогает детям развивать свои идеи в разных контекстах.
4. Поддержка и признание: Отмечайте любые проявления творчества, даже если результаты не идеальны. Важно, чтобы дети чувствовали, что их идеи ценятся и принимаются.
5. Дайте свободу выбора: Позвольте детям самим принимать решения в процессе игры и творчества. Это способствует развитию уверенности в себе и своей креативности.
Креативность в дошкольном возрасте — это важный компонент общего развития ребенка. Поддерживая и развивая креативность, мы помогаем детям стать более уверенными в себе, открытыми к новым идеям и способными находить нестандартные решения. Создавая творческую среду и поощряя креативное мышление, мы закладываем фундамент для их успешного будущего.
Источники:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.
2. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.
3. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 222 с.
4. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 240
|