|
Терелянская Ирина Васильевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
27.04.2025
В этом здании было удивительно тихо: ни стонов, ни крика, ни даже маломальского кряхтения. Ничего. Почти сотня грудничков не издавала ни звука! Дети в оцепенении глядели в потолок и даже не пытались встретиться взглядом с обслуживающим их персоналом и медицинскими работниками. При случайном контакте глаз малыши отворачивались и продолжали так же отрешенно созерцать стенку. Детки постарше часами рассматривали свои пальцы или поднятые ступни. Потом они как будто бы впадали в летаргию, равнодушно смотрели в пространство и не реагировали на движения вокруг них.
Если же взрослые задерживались возле них, то младенцы проявляли беспокойство. «На ранних стадиях это могло сопровождаться криком, особенно если наблюдатель не уходил. На более поздних стадиях крик, как правило, переходил в тонкое завывание и начинался сразу при приближении, сопровождаясь вращением головой; на самых поздних стадиях завывание сменялось хныканьем».
Груднички почти не отзывались на манипуляции с ними нянечек и медсестер. Малыши не оживлялись даже во время кормления. Дети отрешенно сосали молоко из бутылочки, а если ее отбирали, то не проявляли никакого неудовольствия или возмущения. Своим поведением младенцы напоминали людей, находящихся в тяжелейшей депрессии.
Эти малыши безучастно смотрели в мир и потихоньку уходили на небеса, так и не познав за свою коротенькую жизнь ласковых рук матери и любовь близких. Смертность в госпитале для подкидышей и детей, родители которых погибли во время войны, была ужасающей. Несмотря стерильность и хороший медицинский уход, до двухлетия доживала только треть маленьких пациентов. Да и здоровье оставшихся оставляло желать лучшего: все они отставали в физическом и психическом развитии. Если же к младенцам через 3-5 месяцев возвращалась мама, то последствия проживания в приюте можно было скорректировать. У малышей же, оставшиеся без любящих их взрослых далее, нарушения в психике и теле становились необратимыми и приводили к проблемам со здоровьем и двигательной активностью, резкому снижению интеллекта, а в тяжелых случаях – к летальному исходу.
К таким печальным выводам пришел австрийский психолог Рене Шпиц, наблюдая за детьми в приютах и детских воспитательных домах во время Второй мировой войны. Он назвал это состояние – госпитализм. Его вызывает длительная изоляция ребенка в больнице, интернате или приюте, когда, несмотря на хороший уход, отсутствуют тактильный контакт, и, кроме равнодушного персонала, рядом нет значимого взрослого.
Эта ситуация огромный стресс для психики, особенно, если малыш до этого знал тепло и ласку близких людей. Чем младше ребенок, тем сложнее ему приспосабливаться к окружающей среде, тем больше он зависим от взрослых, тем быстрее и тяжелее проявятся симптомы госпитализма, вплоть до смерти младенца. Некоторые психологи считают, что некоторые дети, вывезенные из блокадного Ленинграда, угасли не от недостатка пищи в эвакуации, а от разлуки с родителями.
Рене Шпиц выявил еще одну особенность этого явления, что госпитализм тем сильнее воздействует на ребенка, чем ранее его разлучили с родителями. Если ребенку не было и года, то последствия могли быть необратимыми, Малыши же на втором году жизни переживали это состояние легче, и если оно длилось не более 1-2 месяцев, то полностью восстанавливались. Длительный разрыв с близкими приводил впоследствии к паническим атакам, боязни врачей и медицинских учреждений не только в детском, но уже и во взрослом возрасте.
Нередко такие дети в будущем сознательно игнорируют сильные боли, чтобы не попасть обратно в изоляцию. Так как на маленьких пациентов в больнице никто не обращал внимания, когда их что-то беспокоило, они научились подавлять сигналы о дискомфорте. Эта особенность в последствии приводит к тому, что взрослые даже не догадываются, что ребенк может находиться в тяжелом состоянии и над его здоровьем и даже жизнью нависла угроза.
Внимательные родители замечают, что их малыши, проходящие лечение в больнице, ведут себя при встрече как-то странно: не проявляют радости, смотрят в сторону, не реагируют на обращенные к ним слова, т.е. проявляют все симптомы госпитализма. Но врачи нередко трактуют такое поведение детей, как проявление апатичного состояния, вызванного основным заболеванием малыша. Хорошо, что сейчас все больше детских лечебных учреждений разрешают родителям находиться рядом со своими больными детьми, понимая, что разлука с близкими является психотравмирующим событием для малыша и затягивает его выздоровление.
Что же делать, если ваш малыш вынужденно остается в изоляции?
Постарайтесь, чтобы к ребенку ежедневно приходил кто-то из родных и находился рядом с ним все разрешенное для посещений время. Во время встречи берите его на ручки, сажайте его к себе на колени, обнимайте, тискайте, сделайте легкий массаж, если это, конечно, возможно в его состоянии. Если нет, то хотя бы погладьте руки, лицо, голову ребенка, даже, если он большой. К сожалению, от госпитализма могут пострадать и подростки, и взрослые и пожилые люди тоже.
Принесите своему сыну или дочке их любимую игрушку, чтобы «кусочек дома» всегда был рядом с ним.
Обеспечьте ребенка занятиями – книжки, раскраски, карандаши, трансформеры помогут ребенку отвлечься и на время забыть о своем состоянии одиночества.
Детям постарше можно оставлять телефон и стараться как можно чаще общаться с ним хотя бы по телефону.
Если же с вашим малышом все же случилась такая беда как госпитализм, не стесняйтесь обратиться к психологу.
Литература:
- Шпиц, Р.А. Психоанализ раннего детского возраста / Р.А. Шпиц. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация». 2023. – 256 с.
- Эмоциональная депривация. - URL: https://www.psychoanalyst.ru/depression_2/deprivatio.php (дата обращения: 21.04.2025).
|