Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Воображение дошкольника"

 

Хачатрян Ани Юриковна,   
преподаватель кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

26.04.2025

 

Хорошо развитое воображение — полезное качество для ребенка с любым складом ума. Этот навык позволяет воплощать творческие идеи, общаться с окружающими, изучать абстрактные понятия. Воображение - не просто детские мечты и небылицы. Воображение — вид мыслительной деятельности, направленной на обработку информации и порождение новых знаний на основе уже имеющихся образов. Иными словами, человек вынужден опираться на память, логическое мышление, чтобы создать предполагаемую модель чего-либо.

Воображение используют ученые, бизнесмены, люди творческих профессий. Бытовые задачи тоже требуют воображения, которое напрямую связано со смекалкой и находчивостью.

Проработанное воображение облегчает общение с разными типами людей, помогает управлять эмоциями, выстраивать краткосрочные и долговременные планы. Давайте посмотрим, какие этапы в развитии воображения проходит дошкольник?

Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5–3 годам. В этом возрасте практически отсутствует планирование продуктов воображения. Воображение «творит» только идею («Я нарисую домик!»), но в процессе ее исполнения возникают существенные коррективы («Вот!Получилась машинка»). Предложение заранее составить план деятельности, а потом действовать по нему нередко приводит к разрушению деятельности, переходу на низшую ступень или отказу от нее.

Второй этап – возраст от 4 до 5 лет. В этом возрасте ребенок нацелен на усвоение норм, а также правил и образцов деятельности. Взрослые, как правило, ведут обучение и воспитание через образцы, которым ребенок должен следовать. С этим связано снижение уровня продуктивного воображения на этом этапе развития ребенка. Ребенок этого возраста опирается на опредмечивающий образ, который наполняется деталями. Слово начинает включаться в процесс создания образов, вызывая или фиксируя стоящую за ним цепочку представлений или обобщений. К 4–5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Дети называют один шаг своего плана (например:«Я здесь нарисую домик»), довольно точно реализуют его (обычно дают схематическое изображение домика), а потом, увидев результат, начинают от него пошагово выстраивать цепочку преобразований (дополняют изображение деталями, рисуют рядом что-нибудь еще и т.п.). Иногда такоеступенчатое планирование отражается в громкой речи ребенка: «Нарисую домик». — «А теперь трубу и окошечки», затем: «Рядом с домиком девочку нарисую» и т.п.

Третий этап в развитии воображения дошкольника – возраст от 6 до 7 лет. В этом возрасте ребенок уже усваивает основные образцы поведения и виды деятельности и получает свободу в оперировании ими. В принципе он уже способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при пост¬роении продуктов воображения. Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Возможности для этого создает и развитие умения действовать в образном плане. Так, В.С. Мухина описывала игру своего сына, когда он молча в течение часа лежал среди расставленных игрушек, а на вопрос о том, что он делает, ответил, что играет с ними, представляя все, что они делают.

 

Источники:

1)  Веракса Александр Николаевич Воображение дошкольника // СДО. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voobrazhenie-doshkolnika (дата обращения: 22.04.2025).

2)  Электронный ресурс: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/kak_razvivat_voobrazhenie_u_doshkolnikov_i_mladshix_shkolnikov/

 

%