Хачатрян Ани Юриковна,
преподаватель кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
25.04.2025
Младший дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребёнка. В 3-4 года происходит переход к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Младший дошкольный возраст - это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Характеристика подвижных игр в младшей возрастной группе: организуются элементарные по содержанию и правилам сюжетные и бессюжетные подвижные игры, в которых все дети выполняют однородные роли или двигательные задания при непосредственном участии взрослого (воспитателя, родителя) (все дети — птицы, взрослый — птица-мама). В играх типа «Прятки» главную роль играет взрослый (ищет детей). Постепенно дети переходят к выполнению индивидуальных ролей (все дети — птицы, один или два ребенка — автомобили). Количество ролей в играх незначительно (1–2). Правила просты и носят подсказывающий характер, количество их невелико (1–2), они связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой — возвращаются на свои места. Подвижные игры часто сопровождаются словами — стихами, речитативами — они раскрывают содержание игры и ее правила, объясняют, какое движение и как надо выполнять; служат сигналами для начала и окончания игры, подсказывают ритм и темп.
Объяснение игры: объясняя игру, важно правильно разместить детей. Детей младшей группы взрослый чаще всего ставит так, как это нужно для игры (например, в круг). Все объяснение идет в ходе самой игры. Оно должно быть выразительным, эмоциональным; интонациями голоса необходимо охарактеризовать персонаж. Объяснение сюжетных игр часто проводится в форме рассказа-малютки. Основное внимание обращается на сигналы, по которым дети меняют действия. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик, как летает воробушек. Часто используются игры со словами.
Распределение ролей, выбор ведущего. В играх с детьми младшего возраста взрослый сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кот в игре «Воробушки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям Руководство ходом игры. Чем меньше дети, тем активнее проявляет себя взрослый в игре. Играя с малышами, он действует наравне с ними, выполняя главную роль и руководя игрой.
Главная задача — это стимулировать двигательную активность и создать радостное настроение. Важным моментом руководства является участие взрослого в игре.
Подведение итога: итог игры должен быть оптимистичным, конкретным, коротким. Малышей обязательно надо похвалить.
Источники:
1) Физическое воспитание дошкольников: теоретические и методические основы [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов педагогических вузов / И. И. Малозёмова ; Урал. гос. пед. ун-т. -Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2018. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2) Электронный ресурс: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/04/08/vozrastnye-osobennosti-detey-mladshego-doshkolnogo
|