Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Способы разрешения межличностных конфликтов между детьми дошкольного возраста"

 

Фисенко Мария Дмитриевна,   
ассистент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

25.04.2025

 

Конфликты между детьми — это естественная часть их развития и социальной адаптации. В дошкольном возрасте дети начинают осознавать своё «я», формируются их первые социальные навыки, и нередко возникающие разногласия могут вызывать эмоциональный дискомфорт как у участников конфликта, так и у окружающих. Важно понимать, как эффективно разрешать такие конфликты, чтобы способствовать гармоничному развитию и укреплению межличностных отношений.

Понимание причин конфликтов

Прежде чем рассматривать способы разрешения конфликтов, необходимо понять их причины. В дошкольном возрасте конфликты могут возникать по различным причинам, включая:

•   Стремление к обладанию одними и теми же игрушками.

•   Желание быть первым в игре или получить внимание взрослого.

•   Непонимание правил игры.

•   Разные представления о совместной деятельности.

Понимание причин конфликта помогает выбрать наиболее подходящие способы его разрешения.

Дошкольники не могут разрешить внутренние противоречия без содействия взрослых. Скрытые конфликты негативны, они сдерживают формирование полноценных, гармоничных отношений. В процессе этих разногласий ограничивается внутренний мир ребенка, его позитивное эмоциональное состояние. Малыш не может удовлетворить своих потребностей, трансформируются межличностные отношения, возникает психологическая изоляция от сверстников.

При коммуникации детей с ровесниками возникают различные ситуаций, которые требуют проявления доброжелательного отношения друг к другу. Детям необходимо уметь согласовывать свои действия ради достижения общих целей. Дошкольнику нелегко представить, что ощущает сверстник, так как он еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения. Ребенок видит только внешнее поведение другого и не может осознавать, что каждый сверстник также обладает своим духовным миром, интересами и желаниями.

Принципы разрешения конфликтов

1.  Слушание и эмпатия. Дети должны научиться слушать друг друга. Взрослые могут помочь им в этом, указывая на важность выражения своих эмоций и понимания чувств другого. Помогите детям сформулировать, что они чувствуют и чего хотят, например: «Ты расстроен, потому что не можешь поиграть с новой машинкой, верно?»

2.  Обсуждение ситуации. После того как чувства обеих сторон были высказаны, предложите детям обсудить, как они могут решить возникшую проблему. Это может быть предложение альтернативной игры или поиск компромиссного решения.

3.  Разработка альтернатив. Научите детей предлагать разные варианты решения конфликта. Например, если двое детей хотят одну игрушку, они могут договориться о том, чтобы по очереди ею играть. Это способствует развитию навыков сотрудничества и компромисса.

4.  Поддержка и помощь взрослых. Взрослые могут сыграть значительную роль в разрешении конфликтов, выступая в роли модераторов. Важно оставаться нейтральным и не принимать сторону одного из детей. Вместо этого, задавайте вопросы, направляющие их к самостоятельному поиску решения.

5.  Ролевые игры. Используйте ролевые игры, чтобы помочь детям понять различные точки зрения. Это может помочь детям увидеть ситуацию с другой стороны и развить навыки сопереживания.

6.  Признание чувств. Важно показывать детям, что их чувства важны. Например, можно сказать: «Я вижу, что ты расстроен, давайте посмотрим, как мы можем это исправить». Это подтверждает, что их эмоции нормальны и имеет значение.

Профилактика конфликтов

Для снижения количества конфликтов важно создать в группе условия, способствующие сотрудничеству и дружеским отношениям. Это можно сделать через:

•   Организацию совместных игр и активностей.

•   Стимулирование командной работы.

•   Проведение занятий по развитию социальных навыков.

Заключение

Конфликты между детьми дошкольного возраста — это естественное проявление их социальной жизни. Правильное разрешение этих конфликтов способствует не только укреплению межличностных отношений, но и развитию необходимых социальных навыков. Важно, чтобы взрослые направляли детей на путь сотрудничества, эмпатии и компромисса, создавая тем самым здоровую и поддерживающую среду для их роста и развития.

 

Более подробную информацию можно изучить в источниках:

•   https://www.maam.ru/detskijsad/konflikty-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-i-puti-ih-razreshenija.html

•   https://niidpo.ru/blog/predotvraschenie-konfliktov-mejdu-detmi-i-razreshenie-konfliktnyih-situatsiy-v-d

•   https://урок.рф/library/formi_metodi_i_puti_resheniya_konfliktnih_situatcij_082736.html

 

%