|
Забродина Татьяна Игорьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
24.04.2025
В последние годы резко возросли жалобы родителей на детское своеволие. И это действительно опасно, так как во взрослом возрасте у таких людей появляется инфантильность, часты неудачи в личной жизни, может развиться профессиональная несостоятельность, проявиться асоциальное поведение
Хочется особо подчеркнуть тот вред, какой своеволие наносит развитию ребенка. Порой физическому, так как своевольный ребенок больше рискует «влипнуть» в какую-либо историю, заканчивающуюся травмой или увечьем. И почти наверняка — развитию интеллектуальному и эмоциональному. Вроде бы, своевольные дети больше проявляют свою индивидуальность, а значит, более склонны к экспериментам, к постижению чего-то нового... Это лишь кажущаяся закономерность. Не обладая волей к преодолению трудностей, такие дети как раз предпочитают идти по накатанному пути, делая лишь то, что им дается без труда (а это, в основном, развлечения). И потом, развитие происходит, когда человек имеет какие-то образцы для подражания, идеалы, на которые он равняется и которых стремиться достичь. Если же кроме себя, любимого, иных идеалов у него нет, то и развития никакого не будет. Зачем стремиться к чему-то, когда все уже есть? Зачем заниматься самосовершенствованием, если ты и так — верх совершенства?
Когда ребенок сделался своевольным, тогда он начинает управлять (в буквальном смысле слова) целым домом. Родители делают все, по их убеждению, для пользы своих детей; они исполняют желания последних, для того чтобы они не страдали. Между тем ни один ребенок так не страдает, как своевольное дитя.
Раздраженное состояние своевольных детей доходит иногда до такой значительной степени, что они отвергают без всякой причины все то, что им предлагает взрослый. Что бы вы ни предприняли с вашим ребенком, все возбуждает в нем неудовольствие. Посторонний, не видевший часто этого ребенка, тут же решит, что он болен; это подтверждает еще его изнуренный вид. Действительно, ребенок болен, но болен своеволием.
Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Психологи выделяют четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей:
Борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он (ребенок) находит свой способ его получить – непослушание. Результат – взрослые так и сыплют замечания…
Борьба за самоутверждение - против родительской власти и опеки. Значимое требование «я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда с ними общаются в форме указаний, замечаний, предосторожностей. Если замечания и советы слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать против такого давления. Тогда родитель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. И не понимают, что смысл такого поведения ребенка в том, чтобы отстоять свое право самому решать свои дела, показать свою личность. И не важно, что его решение подчас неудачно, или даже ошибочно. Зато оно свое, а это – главное.
Третья причина – желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Воспитатель более внимательна к послушным, родители более внимательны к младшему, (развод родителей, ребенок попал в больницу, его отлучили от родителей), родители постоянно ссорятся и т. д. Много и личных поводов для обиды: невыполненное обещание, несправедливое наказание, резкое замечание… И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание, неуспеваемость. В этом случае смысл плохого поведения можно выразить так: «Вы сделали мне плохо, пусть и Вам будет тоже плохо.»
Четвертая причина – потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. У ребенка могут не сложиться отношения в группе, а следствием этого будет вызывающее поведение дома: подобное «смещение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится.» Это в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть плохой», «И буду плохой» .
Согласитесь, что стремления трудных детей вполне положительны и закономерны и выражают естественную потребность в тепле и внимании, потребность в признании и уважении его личности, потребность в справедливости и в желании успеха. Беда «трудных» детей в том, что они, во-первых, остро страдают от не реализации этих потребностей и, во-вторых, от попыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют.
Почему же они так не разумны? Да потому, что не знают, как это сделать иначе. Поэтому всякое серьезное нарушение поведения ребенка – это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помоги мне!»
Для подготовки статьи использованы издания и материалы с сайтов:
1. Шишова Т. Чтобы ребенок не был трудным - Зерна: 2014, 416 с.
2. https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200403611
|