Мартиросян Карине Вардановна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
30.03.2025
Произвольное внимание — это форма внимания, которую дети контролируют осознанно и целенаправленно. В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) происходит активное развитие произвольного внимания, что обуславливает возможность более эффективного обучения и социальной адаптации. В данной статье мы рассмотрим особенности произвольного внимания у детей данного возраста, факторы его формирования, а также рекомендации по его развитию.
Особенности произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте
1. Увеличение продолжительности концентрации: Дети в этом возрасте становятся способными сосредоточиваться на задаче дольше, чем раньше. Если младшие дошкольники часто отвлекаются, то старшие способны удерживать внимание на одном объекте или задаче в течение более продолжительного времени.
2. Нарастание уровня самоконтроля: Дети начинают осознавать собственные потребности и желания, что позволяет им лучше контролировать свое внимание. Они учатся «отключать» внешние раздражители, чтобы сосредоточиться на важном.
3. Развитие выбора: В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознанно выбирать, на что направить свое внимание. Это может зависеть от их интересов, целей и задачи.
4. Разнообразие типов внимания: Стремительное развитие произвольного внимания дополнительно обогащается разнообразием типов: внимание, требующее активного участия, и внимание, возникающее спонтанно.
Факторы формирования произвольного внимания
1. Социальная среда: Взаимоотношения с родителями, педагогами и сверстниками играют ключевую роль. Поддержка и позитивное подкрепление со стороны взрослых способствуют развитию навыков самоконтроля и концентрации.
2. Игры и занятия: Разнообразные игры, требующие сосредоточенности (например, настольные игры, игры с правилами), стимулируют произвольное внимание. Также развивающие занятия, такие как чтение, творчество, способствуют активной деятельности мозга.
3. Индивидуальные различия: Каждый ребенок уникален, и его способности к произвольному вниманию могут варьироваться. Генетические факторы, а также личный опыт могут влиять на степень развития данного навыка.
Рекомендации по развитию произвольного внимания
1. Игровая форма обучения: Включение в занятия игр, которые требуют сосредоточенности и концентрации, поможет детям развивать произвольное внимание. Соревновательные и командные игры подстегивают активность детей.
2. Поступенность сложностей: Задачи должны постепенно усложняться. Начинать стоит с простых заданий, переходя к более сложным, чтобы не перегружать ребенка и давать ему возможность чувствовать успех.
3. Регулярные перерывы: Важно давать детям короткие перерывы во время выполнения задач, чтобы они могли восстановить внимание. Это также поможет избежать усталости и потери интереса.
4. Общение и партнерство: Поощряйте детей обсуждать свои мысли и чувства. Это поможет развивать навыки самоконтроля, так как они учатся выделять важные аспекты и сосредотачиваться на них.
5. Создание комфортной среды: Убедитесь, что окружающая среда, в которой ребенок выполняет задания, минимизирует отвлекающие факторы. Удобное читальное место, отсутствие лишнего шума — все это способствует концентрации.
Произвольное внимание в старшем дошкольном возрасте является важным аспектом когнитивного развития детей, способствующим их успеху в учебе и социальной интеграции. Понимание особенностей и факторов формирования данного процесса, а также применение эффективных методов его развития поможет в значительной мере улучшить способности детей к сосредоточению и самоконтролю. Создание поддерживающей и мотивирующей среды играют ключевую роль в этом процессе.
Источники:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.
2. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.
3. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 222 с.
4. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 240
|