Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Особенности произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте: факторы формирования и рекомендации по развитию"

 

Мартиросян Карине Вардановна,   
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

30.03.2025

 

Произвольное внимание — это форма внимания, которую дети контролируют осознанно и целенаправленно. В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) происходит активное развитие произвольного внимания, что обуславливает возможность более эффективного обучения и социальной адаптации. В данной статье мы рассмотрим особенности произвольного внимания у детей данного возраста, факторы его формирования, а также рекомендации по его развитию.

 

Особенности произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте

1. Увеличение продолжительности концентрации: Дети в этом возрасте становятся способными сосредоточиваться на задаче дольше, чем раньше. Если младшие дошкольники часто отвлекаются, то старшие способны удерживать внимание на одном объекте или задаче в течение более продолжительного времени.

 

2. Нарастание уровня самоконтроля: Дети начинают осознавать собственные потребности и желания, что позволяет им лучше контролировать свое внимание. Они учатся «отключать» внешние раздражители, чтобы сосредоточиться на важном.

 

3. Развитие выбора: В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознанно выбирать, на что направить свое внимание. Это может зависеть от их интересов, целей и задачи.

 

4. Разнообразие типов внимания: Стремительное развитие произвольного внимания дополнительно обогащается разнообразием типов: внимание, требующее активного участия, и внимание, возникающее спонтанно.

 

Факторы формирования произвольного внимания

1. Социальная среда: Взаимоотношения с родителями, педагогами и сверстниками играют ключевую роль. Поддержка и позитивное подкрепление со стороны взрослых способствуют развитию навыков самоконтроля и концентрации.

 

2. Игры и занятия: Разнообразные игры, требующие сосредоточенности (например, настольные игры, игры с правилами), стимулируют произвольное внимание. Также развивающие занятия, такие как чтение, творчество, способствуют активной деятельности мозга.

 

3. Индивидуальные различия: Каждый ребенок уникален, и его способности к произвольному вниманию могут варьироваться. Генетические факторы, а также личный опыт могут влиять на степень развития данного навыка.

 

Рекомендации по развитию произвольного внимания

1. Игровая форма обучения: Включение в занятия игр, которые требуют сосредоточенности и концентрации, поможет детям развивать произвольное внимание. Соревновательные и командные игры подстегивают активность детей.

 

2. Поступенность сложностей: Задачи должны постепенно усложняться. Начинать стоит с простых заданий, переходя к более сложным, чтобы не перегружать ребенка и давать ему возможность чувствовать успех.

 

3. Регулярные перерывы: Важно давать детям короткие перерывы во время выполнения задач, чтобы они могли восстановить внимание. Это также поможет избежать усталости и потери интереса.

 

4. Общение и партнерство: Поощряйте детей обсуждать свои мысли и чувства. Это поможет развивать навыки самоконтроля, так как они учатся выделять важные аспекты и сосредотачиваться на них.

 

5. Создание комфортной среды: Убедитесь, что окружающая среда, в которой ребенок выполняет задания, минимизирует отвлекающие факторы. Удобное читальное место, отсутствие лишнего шума — все это способствует концентрации.

 

Произвольное внимание в старшем дошкольном возрасте является важным аспектом когнитивного развития детей, способствующим их успеху в учебе и социальной интеграции. Понимание особенностей и факторов формирования данного процесса, а также применение эффективных методов его развития поможет в значительной мере улучшить способности детей к сосредоточению и самоконтролю. Создание поддерживающей и мотивирующей среды играют ключевую роль в этом процессе.

 

Источники:

1.  Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.

2.  Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.

3.  Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 222 с.

4.  Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 240

%