Мартиросян Карине Вардановна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
29.03.2025
Социальное восприятие — это процесс восприятия и интерпретации социальных ситуаций, взаимодействий, а также других людей и их поведения. В дошкольном возрасте (примерно от 3 до 7 лет) социальное восприятие играет ключевую роль в формировании личности ребёнка, его социальных навыков и эмоционального интеллекта.
Виды социального восприятия
1. Восприятие себя: Ребёнок начинает осознавать свои эмоции, желания и мысли, а также своё место в группе (среди родственников, сверстников и т. д.).
2. Восприятие других: Дети начинают замечать и интерпретировать эмоциональные состояния других людей, включая радость, печаль, злость. Это позволяет им развивать эмпатию и понимание социальных норм.
3. Восприятие социальных ролей: В этом возрасте дети осваивают понятия гендерных и социальных ролей, начинают понимать, какие ожидания и обязанности могут быть связаны с ними.
Факторы формирования социального восприятия
1. Семейная среда: Влияние родителей и других членов семьи, их стиль общения, эмоциональное выражение и социальные нормы. Дети, выросшие в поддерживающей и внимательной среде, чаще имеют более развитое социальное восприятие.
2. Взаимодействие со сверстниками: Игры и совместные действия с другими детьми помогают развивать навыки социализации, учат решать конфликты и строить взаимоотношения.
3. Образование и воспитание: Дошкольные учреждения и программы раннего развития предоставляют возможности для обучения социальным навыкам через различные виды деятельности.
4. Культурный контекст: Социальные нормы и ценности общества, в котором растёт ребёнок, также оказывают значительное влияние на его восприятие.
Рекомендации по развитию социального восприятия
1. Игры на совместное взаимодействие: Организуйте игры, в которых дети должны работать вместе, такие как командные игры, ролевые игры, которые способствуют развитию коммуникационных навыков и умения договариваться.
2. Обсуждение эмоций: Используйте книги, мультфильмы и другие материалы, чтобы обсуждать с детьми различные эмоции и ситуации. Это помогает развивать эмоциональный интеллект и осознание своих и чужих чувств.
3. Создание поддерживающей среды: Обеспечьте безопасное и дружелюбное пространство для взаимодействия детей. Поощряйте их делиться мнениями и эмоциями, создавая атмосферу доверия.
4. Поощрение эмпатии: Примеры и обсуждения ситуаций, в которых требуются эмпатия и понимание, помогут детям учиться ставить себя на место других.
5. Стимулирование вопросительного подхода: Поощряйте детей задавать вопросы о поведении других людей, что будет способствовать развитию их аналитических навыков и пониманию социальных норм.
Социальное восприятие в дошкольном возрасте — это основа для дальнейшего успешного взаимодействия с окружающим миром. Развивая данное восприятие, мы помогаем детям не только лучше понимать себя и других, но и формируем здоровые отношения, способствуем эмоциональному и социальному развитию. Учитывая различные факторы формирования социального восприятия и применяя рекомендованные подходы, мы можем создать условия для гармоничного и успешного развития каждого ребёнка.
Источники:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.
2. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.
3. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 222 с.
4. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 240
|