Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Дети-индиго"

 

Терелянская Ирина Васильевна,   
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

27.03.2025

 

«…Говорят они – индиго дети,

голубых, как будто бы, кровей.

Что они - пришельцы на планете

в тёмно-синей ауре своей.

Будто бы особые таланты

отличают их от прошлых нас.

Что они есть новые атланты

и геномы будущих сверх-рас.

В наших институтах-универах

подрастает синяя мечта.

Море знаний и ни капли веры -

это их ментальная черта…»

Так современный поэт Александр Орешник описал феномен появления детей с необычными способностями. О таких детях много говорили у нас в начале XXI века. Сейчас интерес к ним поостыл, но то там, то тут вдруг появляются родители, уверяющие, что их чадо и есть тот таинственный ребенок-индиго. Например, так иногда называют Алису Теплякову, девочку, поступившую в 9 лет в МГУ, и других детей из этой семьи.

Термин «дети-индиго» используется для описания группы детей, которых считают обладающими уникальными способностями, высоким уровнем интуиции и нестандартным мышлением.

В 1982 г. писатель-эзотерик Нэнси Энн Тэпп в книге «Как цвет помогает лучше понять твою жизнь» описывала оттенок энергетической оболочки, окружающей тело некоторых детей – ауру – как «indigo». По мнению метафизиков и ясновидящих аура состоит из нескольких слоев энергии, которые отражают физическое, эмоциональное и духовное состояние человека. Цвет ауры считается индикатором внутренних процессов и характера личности. Индиго обладает глубоким, насыщенным оттенком, который напоминает смесь синего и фиолетового цветов.

Позже идею детей с аурой цвета индиго стал распространять американские медиумы Ли Кэррол и Джен Тоубер в работе под названием  «Дети индиго: новые дети уже пришли», в которой уверялось, что эти дети - «новая раса людей», призванная заменить нынешних. На рубеже XX-XXI веков многие эзотерики с энтузиазмом подхватили теорию о детях с необычной аурой, что свидетельствует об их уникальных способностях и предназначении.Теория утверждает, что индиго — это цвет третьего глаза, чакры, связанной с интуицией и высшим сознанием. Сторонники концепции считают, что дети-индиго обладают развитым третьим глазом. Индиго символизирует мудрость, проницательность и духовное развитие.

Согласно сторонникам теории, дети-индиго отличаются от обычных детей рядом характеристик:

- высокий уровень эмпатии и интуиции;

- способность к телепатии и другим паранормальным явлениям;

- независимый характер и стремление к справедливости;

- творческое мышление и новаторский подход к решению проблем;

- трудности в адаптации к традиционным школьным программам и социальным нормам.

Однако многие из этих качеств могут быть присущи любому ребенку в той или иной степени.

Как объясняет феномен детей-индиго современная наука?

    Научное сообщество отвергает концепцию ауры и детей-индиго как ненаучные и бездоказательные. Современные исследования не подтверждают существование энергетических полей вокруг тела человека, которые можно было бы измерить или наблюдать. Цветовая интерпретация ауры также не имеет научного обоснования. Таким образом, представление об ауре детей-индиго остается частью эзотерической и духовной культуры, но не находит подтверждения в научных исследованиях.

Многие специалисты в области психологии и педагогики высказывают мнение, что дети, которых называют «индиго», зачастую сталкиваются с различными поведенческими и эмоциональными проблемами. Эти проблемы могут включать в себя:

1.   У многих детей-индиго, был диагностирован синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Они проявляли повышенную активность, трудности с концентрацией внимания и импульсивное поведение.

2.  Некоторые дети, считающиеся «индиго», демонстрировали признаки аутизма и расстройств аутистического спектра, включая трудности в социальной коммуникации и повторяющиеся модели поведения.

3.  У части ребят «с аурой цвета индиго» выявляли нарушения сенсорной интеграции: они были чрезмерно чувствительными к звукам, свету, запахам или тактильным ощущениям, что вызывало у них дискомфорт и трудности в повседневной жизни.

4.  Такие дети нередко сталкивались с трудностями в традиционных образовательных системах, поскольку они часто проявляли нестандартный подход к преобразованию информации и испытывали скуку или раздражение от однообразных заданий.

5.  Часто дети-индиго испытывали трудности в установлении контактов с ровесниками и взрослыми, что приводило к чувству изоляции и одиночества.

Т.к. никто и никогда не дал четких критериев определения ребенка-индиго от остальных детей, кроме существования мифической «ауры» необычного цвета, люди стали считать, что если малыш хоть чем-то отличается от других, значит, он индиго. Под такую формулировку попадали многие дети с плохим воспитанием и психическими отклонениями. Родителям таких детей выгоднее считать, что их ребенок особенный и в будущем спасет мир, а не то, что его нужно лечить или воспитывать.

Вера в существование детей-индиго может иметь отрицательные последствия:

- Ожидания родителей могут быть завышенными, что приводит к разочарованию и давлению на ребенка.

- Дети могут чувствовать себя "особенными", что затрудняет социальную адаптацию и взаимодействие с окружающими.

- Отсутствие научного обоснования может приводить к необоснованным методам воспитания и лечения.

-  Без своевременной диагностики и соответствующего лечения, многие состояния, такие как СДВГ или аутизм, могут остаться незамеченными или неправильно интерпретированы. Это препятствует получению необходимой медицинской и психологической помощи.

- В долгосрочной перспективе, отсутствие адекватной поддержки и вмешательства может повлиять на развитие личности ребенка, его самооценку и способность адаптироваться во взрослом возрасте. Это может усложнить процесс социализации, трудоустройства и построения личных отношений.

Таким образом, концепция «детей-индиго» не признана мировым научным сообществом, и многие специалисты считают, что эта идея является упрощенной и романтизированной версией реальных проблем, с которыми сталкиваются некоторые дети. Вместо того чтобы рассматривать этих детей как «особенных» или «выдающихся», специалисты рекомендуют обращаться к профессионалам для диагностики и помощи в преодолении трудностей.

Важно помнить, что каждый ребенок уникален и заслуживает уважения и поддержки, независимо от принадлежности к какой-либо категории.

 

Источники:

 

- Журба, А. «Мой ребёнок особенный!» Существуют ли дети индиго на самом деле и кто они такие?/ А. Журба // Блог «Где мои дети» - URL: https://gdemoideti.ru/blog/ru/deti-indigo (дата обращения: 19.03.2025).

- Это разрушит ребенка: психологи не поддержали признание 9-летней студентки МГУ педагогом  // МК.RU. Санкт-Петербург . - 18.02.2022. -  URL: https://spb.mk.ru/social/2022/02/18/eto-razrushit-rebenka-psikhologi-ne-podderzhali-priznanie-9letney-studentki-mgu-pedagogom.html (дата обращения: 19.03.2025).

 

%