Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Как хорошо уметь читать"

 

Терелянская Ирина Васильевна,   
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

26.02.2025

 

    «…Под подушкой у нее лежала книга, которую она читала перед сном. Жесткий переплет упирался ей в ухо, словно заманивая ее на книжные страницы.

– Как ты можешь так спать? – спросил ее отец, впервые обнаружив у нее под подушкой книгу. – Признайся, она нашептывает тебе на ухо свои истории?

 – Иногда, – ответила Мегги. – Но только дети способны их услышать…»

    Но услышать «шепот книг», а в подростковом возрасте еще и насладиться даром девочки Мегги из фэнтези Корнелии Функе «Чернильное сердце» оживлять литературных персонажей, необходимо, чтобы ваш малыш лет в 5-6 выучился складывать буквы в слова, а потом и пристрастился к чтению. Но наши пятилетние дочки и сыночки, хотя с энтузиазмом и рвением берутся за любое дело, которое им может предложить взрослый, с такой же быстротой заканчивают это занятие – обучение чтению. Чтение – это сложный процесс, требующий от ребенка концентрации внимания, усидчивости и терпения, а в дошкольном возрасте эти навыки еще только формируются. К тому же малышам сложно концентрироваться на чем-то более 15 минут – их мозг еще не созрел для длительных однотонных напряжений. Им требуется частая смена занятий и разнообразие стимулов, что, конечно же усложняет процесс обучения чтению.

    Но у психики малыша есть качества, которые помогут ему постичь эту премудрость. В первую очередь – это эмоциональная восприимчивость. Пятилетки очень чувствительны к эмоциям окружающих. Позитивная атмосфера и поддержка со стороны взрослых играют ключевую роль в успешном обучении любой деятельности. Эти «повторюши» будут с удовольствием копировать маму или папу, если родители сами читают и поощряют к чтению.

    Во-вторых, мышление дошкольников ещё не сформировано до конца, оно носит наглядно-образный, а не знаковый характер. Это значит, что в книжках сначала должно быть как можно больше  картинок. В идеале – одно-два предложения на страницу. Но каждое последующее издание должно менять это соотношение в сторону текстовой информации. Не стоит в начале обучения увлекаться комиксами. Хотя там и преобладают рисунки. Дело в том, что комиксы подают информацию весьма специфически. Привыкнув к такой манере чтения, переучиваться на обычные книги будет сложно.

    В-третьих, дошкольники обладают уникальной способностью воспринимать мир через игру и фантазию, поэтому сюжеты лучше выбирать интересные и захватывающие. Именно эти особенности детей и стоит учитывать при выборе методов обучения чтению. Важно, чтобы процесс был увлекательным, разнообразным и соответствовал интересам ребёнка.

    Для того чтобы мотивировать дошкольника, важно учитывать его индивидуальные особенности и увлечения. В первую очередь начните с чтения вслух интересных сказок и рассказов. Важно, чтобы ребенок видел, что книга приносит радость и удовольствие. Совместные занятия с родителями создают атмосферу доверия и поддержки. Важно показывать пример, читая самим и обсуждая прочитанное вместе с ребенком.

    Так как дети лучше всего учатся через игру, то при обучении чтению создавайте игровые ситуации. Например, можно предложить ребенку обучение в виде игры в школу, где учителем будет он сам, а учениками – его игрушки. Можно соревноваться, кто сможет найти большее количество выученных малышом букв на рекламных плакатах и назовет больше слов начинающихся или содержащих ту или иную букву. Можно, вспомнив сказку Ганса Христиана Андерсена «О том, как буря перевесила вывески», попросить малыша прочитать вывески магазинов во время прогулки или названия продуктов в магазине.

    Не забывайте хвалить своего почемучку даже за маленькие достижения. У ребенка должно быть стойкое убеждение, что чтение это забавно, весело и приносит только положительные эмоции. Такой настрой помогает поддерживать интерес к процессу. Это может быть словесное поощрение или небольшие подарки (например, наклейки). Положительное подкрепление играет важную роль в формировании устойчивой мотивации к любой деятельности. А использование творчества привлекает детей к чтению. Попросите ребенка, после занятия нарисовать персонажей сказки или проиграть историю из прочитанной книжки, используя игрушки в качестве главных героев. Таким образом, малыш лучше запомнит сюжет и увидит практическое применение своих знаний и умений.

    Можно предложить ребенку создать свою собственную книгу или комикс. Это поможет ему почувствовать себя автором и повысит интерес к чтению.

    Многие дети любят истории про супергероев или любимых персонажей мультфильмов. Используйте эти образы для создания мотивации. Например, предложите ребенку прочитать историю о том, как герой научился читать и стал еще сильнее.

    Не стоит заставлять ребенка сидеть над книгой слишком долго. Чередуйте чтение с другими видами активности, такими как рисование, игра или физическая активность. Это позволит избежать переутомления и сохранит интерес к учебе.

    Мотивация дошкольников к обучению чтению требует комплексного подхода, включающего психологическую поддержку, использование игровых методов и активное участие родителей. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, поэтому подход должен быть индивидуальным. Рекомендации, приведенные в этой статье, помогут родителям найти наиболее эффективные способы стимулирования интереса их детей к чтению.

 

 

- Выготский,  Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо. 2024. – 544 с

- Доман,  Г., Доман,  Дж. Как научить вашего малыша читать / Г. Доман,  Дж. Доман. – М.: АСТ. 1999. – 352 с.  

- Функе, К. Чернильное сердце / К. Функе. – М.: Азбука. 2024. – 496 с.

- Эльконин, Д.Б. Психология игры / Л.Б. Эльконин. – М.: Эксмо. 2025. – 384 с.

 

 

 

%