Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Формирование адекватной самооценки у ребенка дошкольного возраста"

 

Прокурова Софья Витальевна,   
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

22.02.2025

          

«Низкая самооценка формируется в результате негативных установок, заложенных в детстве»  (Юрий Паравян).

 

«Когда у людей низкая самооценка, любое высказывание, не адресованное никому конкретно, воспринимается на свой счет» (неизвестный автор).

 

САМООЦЕНКА – это оценка процесса и результатов собственной деятельности и поведения, субъективно переживаемых как успех или неуспех.

Советы, которые помогут поднять самооценку. Научитесь ставить достижимые и реальные цели, откажитесь от критики. Перестаньте сравнивать себя с другими. Научитесь принимать похвалу в свой адрес. Не оправдывайтесь перед другими людьми. Научитесь просить о помощи, когда вам это необходимо. Чаще общайтесь с близкими  людьми, с которыми вам комфортно. Доводите свои дела до конца, если решили начать их. Научитесь любить себя таким, какой вы есть. Следите за своим внешним видом.

 

Замечайте хорошее- Любая острая ситуация переключает внимание так, что мы, выстраивая цепочку негативных событий, перестаем видеть события позитивные.

 

Не бойтесь совершать ошибки- Если задумываться о том, что приложенные старания необязательно принесут дивиденды, но решать задачи на самом деле интересно и важно в первую очередь для ощущения собственной цельности и личных знаний, даже совершенные ошибки не будут восприниматься фатально.

 

Подходите к проблемам объективно- Проанализируйте, насколько актуально менять и улучшать то, что уже сделано. Сколько у вас времени? Каких событий стоит дождаться, чтобы исправлять ошибки? За какие можно извиниться и сделать выводы? С точки зрения работы многие скажут: «Лучше сделать хоть как-то, чем не сделать, но идеально».

 

Не бойтесь просить о помощи- Часто нам не хватает навыков, чтобы быстро решить проблему, которую многие решают играючи — и нет ничего противоестественного и стыдного в том, чтобы сказать: «Я это не умею», «Я это делал несколько раз», «Помоги мне понять», когда возникают неясности и недосказанности. Самое важное в этой ситуации — союзники. В вашей проблеме не должно быть равнодушной пустоты.

 

Подумайте о себе- Многим людям трудно полюбить и поддержать себя, но это не оправдывает чужие непорядочные поступки, злоупотребление слабостью, насилие или пренебрежение. Стоит изменить формулировку «Ты сам виноват в нелюбви» на «Пора позаботиться о себе. Важно думать о себе, а не угождать другим, выбирать собственное удобство и любимое дело.

 

Не сравнивайте себя с другими- Воспитание и социальные стандарты подводят людей к неминуемому ранжированию друг друга. Другое дело, что это создает ощущение беспрестанной гонки с другими за мнимые призы. Никакой случайный набор особенностей не делает нас плохими и хорошими, но, чтобы получать удовольствие от плодов своего труда и человеческого общения, лучше заниматься тем, к чему лежит душа, и окружать себя теми, с кем чувствуешь себя хорошо.

 Формируйте  у себя  адекватную самооценку:

Причины низкой самооценки

     Например, взрослые сравнивают ребёнка с кем-то. «Вот Миша лучше делает, чем ты. Он быстрее бегает, быстрее соображает».

     Главная причина – тревога по поводу всего. Сомнения по поводу того, что он достоин самого лучшего. Обычно корни этих состояний лежат в детстве, когда родители и учителя говорили ребенку «не трогай», «не бери», «ты идиот» и т.п. Иногда родители за счет унижения своих детей повышают собственную самооценку. Иногда родители сравнивают их с другими детьми.

 

Родители могут обесценивать ребёнка, говоря: «У тебя ничего не получится», «У тебя руки не из того места растут», «Тебе это не по плечам». А повзрослевший человек так и живёт с убеждением «Я - ничто».

Ребёнок вырастает с адекватной самооценкой, когда родители любят его таким, какой он есть, не навешивания на него свои ожидания.

Нередко взрослые транслируют негативное отношение к себе детям, потому что и сами впитали его от родителей, копируя их поведение и образ жизни.

      К 3-м годам ребёнок уже может ориентироваться, где его место в жизни: под солнцем или в тени. И он приходит в  детский сад или другое дошкольное или школьное учреждение уже со сформированной самооценкой. А другие дети безошибочно считывают, кто перед ними: лидер или жертва. И ведут себя с ним соответствующим образом, закрепляя убеждения ребёнка о себе. А потом,  то же самое происходит с однокурсниками, и коллегами, супругами.

Низкая самооценка — основная причина нелюбви к себе

Каковы признаки низкой самооценки и чем она опасна?

Признаки человека с низкой самооценкой:

•   Стеснительность, стыдливость

•   Неуверенность

•   Страх сказать о своих желаниях и потребностях (например, человек лучше будет терпеть, чем попросится выйти)

•   Деструктивное поведение — нет роста по карьерной лестнице, не хочет выходить на встречи с друзьями, пытается унизить других людей, чтобы возвыситься и др.

•   Чувство неловкости, потребность за всё и всегда извиняться.

.Низкая самооценка, это когда человек считает, что его место под солнцем находится где-то в тени.

У человека с низкой самооценкой есть такой признак — он ищет либо того, на которого может опереться, либо того, кого можно унижать, чтобы за счёт этого повышать свою самооценку.

Люди с высокой самооценкой живут так, как они хотят, а не так, как им надо. Они принимают жизненные решения из своих желаний, а не из необходимости.

Люди с высоким уровнем самооценки

любят тех, кто любит их.

общаются с теми, кто их ценит и уважает.

не общаются с теми, кто их унижает или презирает

не пытаются всем доказать, что заслуживают любви: они знают это

не боятся быть собой: в любой ситуации чувствуют себя свободно и уверенно.

Как повысить самооценку?

Сами формируйте объективное представление о себе. Не нужно спрашивать мнения других. Тем более тех, кто вас всё время критикует. А вот к людям, которые вами восхищаются, стоит прислушаться.

Объективная самооценка — осознание своих достоинств и слабых сторон. Причём последние рассматриваются не как трагедия, а как стимул для развития и дополнительные возможности.

Продиагностируйте и скорректируйте свой круг общения. Чаще общайтесь с людьми, которые вас хвалят, обращают внимание на ваши достоинства и которым вы важны. Взаимодействие с теми, кто вас критикует, сокращайте до минимума. Это простейший способ быстро полюбить себя, повысив самооценку.

Помните, что вы достойны комплиментов. Всегда принимайте их с улыбкой и чётким осознанием, что это правда про вас.

Не критикуйте себя. Ни про себя, ни вслух. Даже в шутку нельзя этого делать. Если вы хотите поднять самооценку, зачем убеждать себя и окружающих в собственных недостатках?

      Переключайте внимание с недостатков на достоинства. Это важный фактор высокой самооценки. Делайте то, что у вас получается лучше других. И обязательно коллекционируйте свои победы.

    Родителям детей, имеющих заниженную самооценку, психологи рекомендуют заводить дневник достижений, по формированию у их детей позитивного отношения  к себе и повышения самооценки, куда ежедневно, вместе с ребенком, необходимо  записывать его достижения, можно обсуждать их, хвалить ребенка, конечно, только за достигнутое, не перехваливая. Можно планировать достижение  каких-либо целей, начиная с небольших, и постепенно переходя к более сложным целям, но опять - таки, ставить  только те цели, которые реальны в достижении, иначе можно получить  еще один удар, направленный на снижение самооценки. Такие же методы можно предложить и  взрослому человеку в психокоррекционной работе по повышению своей самооценки,  они неплохо зарекомендовали себя на практике.

Литература:

1.  Леви В.Л. Нестандартный ребенок, или Как воспитывать родителей.  

2.  Баданина Л.П. Основы общей психологии. М.,  2009.  448 с.

      3. Млодик И.Ю. Чудо в детской ладошке или неруководство по детской психотерапии. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.

 

%