Прокурова Софья Витальевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
21.02.2025
Понятие кибербуллинга.
Кибербуллинг – это форма травли, которая происходит через интернет и другие цифровые технологии.
Это может включать отправку оскорбительных сообщений, распространение ложной информации о человеке, угрозы, шантаж, а также создание унизительного контента с целью причинить вред жертве.
Основные виды кибербуллинга:
Бойкот — игнорирование жертвы в соцсетях или обрывание связи с ней.
Домогательство — когда агрессор регулярно угрожает жертве в интернете, задаёт неприятные, личные вопросы или шантажирует.
Троллинг — высмеивание при помощи оскорблений.
Аутинг — публикация личной информации без разрешения её владельца.
Диссинг — также публикация личной информации, но той, которая может навредить репутации жертвы или разрушить её.
Психологическая характеристика агрессоров.
1. Низкая эмпатия
Кибербуллеры не способны поставить себя на место другого и понять, какой вред они наносят своими действиями, могут считать свои действия безобидными, не задумываясь о последствиях для жертвы.
2. Сложности с саморегуляцией
Наблюдаются проблемы с контролем своих эмоций и поведения. Они могут легко поддаваться импульсам и агрессивным порывам.
3. Желание власти и контроля
Это может быть связано с низким уровнем уверенности в себе или недостатком признания в реальной жизни.
4. Социальная изоляция
Могут испытывать трудности в установлении реальных социальных связей.
5. Агрессивные модели поведения
Иногда кибербуллеры сами являются жертвами насилия или агрессии в своей семье или окружении. Они могут перенимать эти модели поведения и воспроизводить их в виртуальной среде.
6. Недостаток моральных принципов
Люди, занимающиеся кибербуллингом, часто демонстрируют низкий уровень нравственных норм и ценностей. Они могут не видеть ничего плохого в том, чтобы унижать или оскорблять других ради собственного удовольствия или выгоды.
7. Зависимость от одобрения сверстников
Цель буллинга
1. Самоутверждение
Буллер может стремиться повысить свою значимость и статус в глазах окружающих, демонстрируя силу и контроль над жертвой.
2. Месть
Агрессор может мстить жертве за реальную или воображаемую обиду.
3. Власть и контроль
Буллеры часто стремятся установить доминирование над жертвой, чтобы почувствовать себя сильнее и увереннее.
4. Развлечение
Некоторым людям буллинг кажется забавным занятием. Они получают удовольствие от того, что заставляют других страдать или нервничать.
5. Поддержка группы
В некоторых случаях буллинг является групповым явлением, когда участники поддерживают друг друга, создавая атмосферу коллективного давления. Целью здесь может быть укрепление связи внутри группы путем совместного преследования одного человека.
6. Манипуляция
Буллеры могут использовать методы запугивания и угроз, чтобы заставить жертву подчиняться своим желаниям или требованиям.
Психологические последствия буллинга для человека.
1. Эмоциональные последствия:
Стресс и тревога: Жертвы буллинга постоянно находятся в состоянии стресса, опасаясь новых нападений.
Депрессия: Длительное переживание буллинга может вызывать чувство беспомощности и безнадежности, что может привести к депрессии.
Низкая самооценка: Постоянные унижения и оскорбления разрушают уверенность в себе и приводят к снижению самооценки.
Чувство изоляции: Жертва может ощущать себя изолированной от окружающего мира.
2. Физические последствия:
Проблемы со здоровьем: Стресс и тревога могут приводить к физическим симптомам, таким как головные боли, проблемы с пищеварением и т.д.
Самоповреждение: В крайних случаях жертвы могут наносить себе физические повреждения.
Суицидальные мысли и попытки: Продолжительный буллинг может довести до мыслей о самоубийстве, а иногда и попыток покончить с собой.
3. Социальные последствия:
Одиночество: Из-за страха перед новыми нападениями жертва может избегать общения с другими людьми, что приводит к одиночеству.
Потеря доверия: После опыта буллинга человеку трудно доверять окружающим, что осложняет построение здоровых отношений.
4. Академические и профессиональные последствия:
Снижение успеваемости: Постоянный стресс и страх мешают сосредоточиться на учебе, что может привести к ухудшению оценок и академической успеваемости.
Пропуски занятий: Жертвы буллинга могут пропускать школу или работу, чтобы избежать встреч с агрессорами.
Профилактика.
Профилактика кибербуллинга — это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и сокращение случаев травли в цифровой среде.
1. Образование и информирование
Обучение детей и молодежи: Школы и учебные заведения должны проводить уроки и семинары, посвященные безопасному использованию интернета и социальным сетям. Дети должны знать, какие действия считаются кибербуллингом, как реагировать на него и куда обращаться за помощью.
Родительское просвещение: Родители тоже нуждаются в образовании относительно киберпространства. Они должны уметь распознавать признаки кибербуллинга и знать, как защитить своих детей.
Программы для учителей: Они должны быть обучены методикам выявления и реагирования на случаи травли, а также уметь поддерживать пострадавших учеников.
2. Изменение культуры общения
Антитравляльные кампании: Проведение кампаний и акций, направленных на повышение осведомленности о вреде кибербуллинга и пропаганду уважительного общения в интернете.
Пример взрослых: Взрослые должны демонстрировать позитивное поведение в сети, показывая пример уважения и толерантности.
Кодексы поведения: Введение кодексов поведения для пользователей социальных сетей и других платформ, устанавливающих правила взаимодействия и ответственность за нарушение этих правил.
3. Мониторинг и отчетность
Регулярный мониторинг: Родителям и учителям следует регулярно проверять активность детей в интернете, чтобы своевременно выявлять возможные случаи кибербуллинга.
Отчеты и статистика: Сбор данных и анализ статистики по случаям кибербуллинга помогут лучше понять масштабы проблемы и разработать эффективные стратегии борьбы с ней.
Виды ответственности за кибер буллинг.
Юридическая ответственность
В ст.150 ГК РФ появляется понятие «нематериальные блага»: защита чести и достоинства, личная неприкосновенность, свобода передвижения, места жительства, авторства и т. д. Именно нарушение нематериальных прав гражданина позволяет обратиться за помощью в прокуратуру, суд.
Административная ответственность
Ст. 5.61 КоАП РФ за оскорбление личности посредством информационно-телекоммуникационных сетей предусматривает административный штраф от 3000 до 5000 рублей для физических лиц и от 100 000 рублей для юридических лиц.
Срок давности по делу составляет всего 3 месяца, а наказание понесет только человек старше 16 лет. Если нарушитель несовершеннолетний, то административная ответственность ляжет на плечи родителей или законных представителей.
Гражданско-правовая ответственность
Согласно 150-152 ст. ГК РФ можно получить возмещение убытков, компенсацию за моральный ущерб. Ст. 1073-1074 ГК РФ возлагают ответственность и моральные издержки за действия несовершеннолетнего на его родителей или законных представителей. Чтобы привлечь к ответственности необходимо четко обосновать свою позицию в суде, предоставить доступные доказательства.
Уголовная ответственность
Такое наказание самое тяжелое. Если виновник создал общедоступное сообщество или аккаунт, где осознанно распространяет унизительный и ложный контент, то по ст.128.1 УК РФ за клевету, сведения, порочащие достоинство и честь человека, за угрозу убийства, насилия, получит штраф от 500 000 рублей, обязательные работы на срок от 160 часов; уголовная ответственность — от 2 месяцев
1.Андронникова, О. О. Гендерная дифференциация в психологии: учебное пособие / О. О. Андронникова. – Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2017. – 262 с.
2. Аудиокнина Н. Белоголовцева «Буллинг и кибербуллинг: как спасти ребенка от травли?»
|