Мартиросян Карине Вардановна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
30.01.2025
Социализация ребенка – это процесс, в ходе которого он усваивает нормы, ценности, культурные традиции и социальные роли, необходимые для успешного взаимодействия с окружающим миром. Одна из ключевых институций, влияющих на этот процесс, – это семья. Она выполняет важнейшую роль в формировании личности ребенка, закладывая основы его поведения, общения и восприятия окружающей действительности.
Роль семьи в социализации
Семья – это первая социальная система, в которой оказывается ребенок. Взаимоотношения, возникающие в семье, становятся первыми примерами взаимодействия с людьми. Они определяют стиль общения, эмоциональное восприятие, способности к сопереживанию и формирование отношений с окружающими.
Факторы социализации в семье:
1. Семейные ценности: Особенности воспитания, семейные традиции, установки и принципы, которые транслируются старшими членами семьи. Например, если в семье ценится уважение к старшим, ребенок будет соответственно присваивать эти нормы.
2. Эмоциональная атмосфера: Доброжелательная и поддерживающая обстановка способствует формированию уверенности и стабильной самооценки. Напротив, конфликтные ситуации могут привести к трудностям в социализации.
3. Семейные роли: Каждый член семьи обладает своей ролью, и именно в процессе взаимодействия с другими ролью формируется личность ребенка. Это может быть как позитивным, так и негативным фактором.
4. Примеры для подражания: Родители и другие члены семьи являются первыми моделями поведения. Дети, наблюдая за взрослыми, перенимают их привычки и способы общения с другими.
Этапы социализации:
1. Первоначальный этап (0-3 года): На этом уровне осуществляется базовое физическое и эмоциональное взаимодействие. Дети усваивают основные нормы и правила поведения, а также формируют привязанность и доверие к родителям.
2. Дошкольный этап (3-7 лет): Ребенок начинает активно взаимодействовать с окружающим миром, осваивает новые социальные роли – роль ученика, друга и т.д. Здесь важно формирование навыков общения и сотрудничества.
3. Школьный этап (7-12 лет): Сугубо социальная жизнь становится более активной. Ребенок начинает взаимодействовать не только в семье, но и в школе, учит совместной деятельности, справедливости, уважения.
4. Подростковый этап (12-18 лет): Этот период часто сопровождается кризисом идентичности. Подростки начинают активно искать себя, и их социализация становится более сложной, включающей группы сверстников и внешние влияния.
Рекомендации по воспитанию и социализации:
1. Создавайте позитивную и открытую атмосферу в семье. Важно, чтобы ребенок чувствовал поддержку и любовь со стороны родителей.
2. Общайтесь с детьми. Постоянный диалог помогает детям осознавать свои эмоции и учит правильно выражать их, а также формирует навыки активного слушания.
3. Поощряйте самостоятельность. Позволяйте детям принимать решения и отстаивать свое мнение, что способствует развитию их уверенности и ответственности.
4. Стимулируйте взаимодействие с другими детьми. Участие в групповых играх и занятиях помогает развивать навыки сотрудничества и общения.
5. Поддерживайте интерес к обучению. Создавайте среду, способствующую обучению и открытию нового, будь то чтение книг или посещение музеев.
6. Будьте моделями успешного поведения. Дети перенимают привычки и способы взаимодействия от родителей, поэтому важно показывать пример уважительного и доброжелательного общения.
Социализация ребенка в семье – это сложный и многогранный процесс, который закладывает основы его будущей личности и взаимодействия с окружающим миром. Учитывая особенности и этапы социализации, родители могут активно способствовать благоприятному развитию своего ребенка, создавая поддерживающую атмосферу и предлагая разнообразные возможности для обучения и социализации. Справившись с задачами, возникающими в процессе воспитания, мы поможем детям стать гармоничными личностями, способными к эффективному общению и сотрудничеству.
Источники:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.
2. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.
3. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 222 с.
4. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 240
|