Мартиросян Карине Вардановна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
29.01.2025
Детско-родительские отношения в дошкольном возрасте играют ключевую роль в социализации ребенка и формировании его личности. Этот период характеризуется интенсивным эмоциональным развитием, и именно в нем закладываются основы взаимодействия с окружающим миром. В данной статье мы рассмотрим особенности этих отношений, их типы и факторы, влияющие на их формирование.
Особенности детско-родительских отношений:
1. Эмоциональная привязанность: В дошкольном возрасте у детей формируется глубокая эмоциональная связь с родителями. Эта привязанность основывается на чувстве безопасности и любви, что является катализатором гармоничного развития.
2.Игра как способ взаимодействия: Игра становится основным методом общения. Через игру дети учатся взаимодействовать с родителями, выражать свои чувства и осваивать социальные навыки.
3. Стадия зависимости: Дошкольники находятся в стадии зависимости от родителей. Это выражается в потребности в поддержке и внимании, что подчеркивает важность родительского участия в жизни ребенка.
4. Формирование самосознания: В этот период дети начинают осознавать себя как отдельные личности, и именно родители становятся первыми референтными фигурами. Их реакция на мысли и чувства ребенка формирует его самовосприятие.
5. Изменение ролей: С возрастом возникают изменения в детско-родительских отношениях, когда родители начинают больше полагаться на инициативность и независимость ребенка, что способствует его развитию.
Стили детско-родительских отношений:
1. Авторитарный стиль: Характеризуется строгим контролем со стороны родителей, высоким уровнем требований и низким уровнем эмоциональной поддержки. Дети в таких условиях могут стать послушными, но нередко страдают от низкой самооценки и трудностей в общении.
2. Либеральный стиль: Родители проявляют низкий уровень контроля и высокую эмоциональную поддержку. Это может привести к отсутствию необходимых границ для ребенка и к трудностям в самоорганизации.
3. Авторитетный стиль: Сочетает в себе высокие требования и высокую поддержку. Родители устанавливают четкие правила, но при этом открыты для обсуждения и поддержки. Дети в таких условиях, как правило, вырастают более уверенными и социально активными.
4. Невовлеченный стиль: Родители проявляют низкий уровень как требований, так и эмоциональной поддержки. Это может привести к проблемам в развитии ребенка и его социальной адаптации.
Факторы, влияющие на детско-родительские отношения:
1. Семейная атмосфера: Позитивная семейная атмосфера, основанная на любви и поддержке, способствует формированию здоровых отношений. Напротив, конфликты и стресс могут негативно сказаться на взаимоотношениях.
2. Культурные и социальные нормы: Социальное окружение и культурные традиции влияют на стиль воспитания и взаимодействия в семье. Например, в некоторых культурах акцент ставится на коллективизм и поддержку семейных связей.
3. Возрастные особенности ребенка: В зависимости от этапа развития ребенка его потребности и подходы к общению с родителями меняются. Понимание этих изменений позволяет родителям адаптировать свои стратегии воспитания.
4. Личностные характеристики родителей: Личность родителя, его эмоциональное состояние и опыт детства также играют важную роль в формировании детско-родительских отношений.
Детско-родительские отношения в дошкольном возрасте являются сложным и многогранным процессом, от которого зависит дальнейшее развитие ребенка. Создание любви и доверия в этих отношениях, выбор здорового стиля воспитания и учет факторов, влияющих на их формирование, помогут родителям воспитать уверенного и счастливого человека, способного успешно взаимодействовать с окружающим миром.
Источники:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.
2. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.
3. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 222 с.
4. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 240
|