Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Как хорошо уметь читать"

 

Терелянская Ирина Васильевна,   
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

29.01.2025

            

«Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай еще страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!»

Это стихотворение Валентина Дмитриевича Берестова раньше было на последней странице Букваря. И ребенок, прочитавший его самостоятельно, испытывал гордость за свое умение.  В современном мире чтение становится не просто навыком, но и основой успешного развития ребенка. Поэтому многие родители стремятся усадить свое дитя за книгу чуть ли ни с пеленок. Я видела сайт, где мама хвасталась, что начала учить буквы со своим малышом, когда ему было только 9 месяцев! А в 10 лет IQ ее сына превышало 120 баллов при норме 90-110!

Вопрос о том, когда начинать учить детей читать, вызывает много споров среди специалистов и родителей. Нет единого мнения, поскольку многое зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, его готовности и окружения. Слишком ранее обучение может нанести вред малышу. До 6-7 лет у ребенка активнее формируется правое полушарие мозга, которое отвечает за движение и развитие зрительного и пространственного мышления. Для его стимуляции необходимо больше внимание уделять подвижности ребенка и его физической активности. Если ваш ребенок с трудом собирает пирамидку, не справляется с ложкой и кружкой, а застегнуть пуговицу – это для него невыполнимая задача, то не утомляйте ребенка изучением букв. Его мозг еще не готов к пониманию абстрактных символов. Лучше поработайте над мелкой моторикой рук. Вы, конечно, можете усадить трехлетку за Букварь, но это, в худшем случае, приведет надолго малыша к ненависти к чтению. В лучшем же случае, стимуляция неподготовленного в силу возраста к этому левого полушария за счет правого, скажется на физическом развитии малыша и может затормозить у него развитие наглядно-образного мышления.

Поэтому обычно считается, что оптимальным возрастом для начала обучения чтению является период между 4 и 6 годами, когда правое полушарие уже достаточно сформировано для этого вида деятельности. К этому возрасту у большинства детей достаточно развиты мелкая моторика и координация движений, необходимые для удерживания карандаша или ручки и написания букв.

Второе - психологическая готовность. В этом возрасте дети начинают активно интересоваться окружающим миром, задают вопросы и стремятся узнать новое. Они способны концентрироваться на заданиях дольше, чем раньше, хотя всё ещё нуждаются в частых перерывах.

Третье - языковое развитие. К 4–6 годам большинство детей уже владеют устной речью, знают много слов и умеют строить простые предложения. Это создаёт основу для перехода к чтению.

Однако важно помнить, что каждый ребёнок индивидуален. Некоторые дети могут начать проявлять интерес к чтению раньше, другие позже. Главное – не торопить события и ориентироваться на готовность самого ребёнка.

Конечно, каждый ребенок индивидуален – один в три года легко запоминает буквы, а другой и к семи годам с трудом отличает по написанию русское «Я» от  английского «R». Тем не менее, запаздывать с обучением чтению тоже не стоит. Чтение развивает логическое мышление, память, концентрацию внимания и воображение. Чем раньше ребёнок начнёт читать, тем быстрее он сможет освоить эти навыки.

Так же умение читать помогает ребёнку легче адаптироваться в коллективе, особенно в детском саду и школе. Он сможет участвовать в групповых занятиях и играх, связанных с чтением.

Если начать обучение чтению с 4-5 лет и делать это правильно, то у ребёнка формируется позитивное отношение к книгам. Это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного чтения и самообразования.

Запаздывать с обучением чтению тоже не стоит. Если отложить этот навык на более поздний срок, например, до школы, это может привести к тому, что ребёнок может испытывать трудности в учёбе, так как ему придётся одновременно осваивать новые предметы и технику чтения. Отсутствие базовых навыков чтения может замедлить общее интеллектуальное развитие ребёнка. Если ребёнок столкнётся с трудностями в начале школьного пути, это может сформировать негативное отношение к чтению и учебному процессу в целом.

    Оптимальным временем для начала обучения чтению является возраст 4–6 лет. Однако важно учитывать личность ребёнка. Так мозг у девочек на начальном этапе в среднем опережает в развитии мозг мальчиков, то и читать дочки чаще всего готовы раньше сыновей. Немаловажен для обучения чтению и темперамент малыша. Ребенка-холерика вы с трудом надолго усадите за книжку, а вот флегматик, скорее всего, долго и с удовольствием будет рассматривать картинки и буквы. Но, несмотря на индивидуальные особенности малыша, главное в обучении чтению – создавать благоприятные условия для этого, делая процесс увлекательным и доступным. Ведь цель не только в том, чтобы научить ребёнка читать, но и в том, чтобы пробудить в нём интерес к книгам и знаниям.

 

 

Терелянская Ирина Васильевна,

кандидат психологических наук,

доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии

Факультета государственного и муниципального управления,

Волгоградского института управления –

филиала РАНХиГС при Президенте РФ

 

- Берестов, В.Д. Читалочка / В.Д. Берестов. – М.: АСТ, 2024. – 96 с.

- Болотова, А. К., Молчанова, О. Н. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 526.

 

%