Хачатрян Ани Юриковна,
преподаватель кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
27.01.2025
Игра для ребёнка дошкольного возраста — естественное продолжение жизни. Он не разделяет воображаемое, символическое и реальное. В игре ребёнок живет, в игре развивается, постигает жизнь и формирует базовую систему ценностей. Все, впечатлившее его в реальной жизни, малыш потом проигрывает на разные лады в своих играх, и такое постепенное освоение ситуации позволяет ему выкристаллизовывать нравственные основы личности.
Театр — место, где царит игра, где обитают необыкновенные взрослые, готовые и способные играть с детьми и для детей. Персонажи сказок и книжек обретают в театре голос и плоть, выходят со страниц книжек или из мультиков на подмостки, с ними можно взаимодействовать. Как не полюбить чудесное место, где сказка становится почти реальностью?
Положительное воздействие театра трудно переоценить.
- Театр приобщает ребенка к правилам и нормам поведения в обществе. Здесь вы не увидите шумных и бегающих без дела детей, громко разговаривающих и вызывающе одетых зрителей. В этом месте все пронизано культурой. В театре дети учатся правильно одеваться, вести себя, выражать эмоции, приучаются к дисциплине и самоконтролю. На этой основе в дальнейшем будут усваиваться и другие правила и нормы.
- Театр учит понимать людей и выражать собственные чувства. Чтобы жить в гармонии с другими, нужно уметь понимать себя.
Во время спектакля дети наблюдают за отношениями между людьми и видят, как они выражают радость, гнев, восторг, разбираются в таких сложных понятиях, как любовь, дружба, ненависть, предательство, страдания, верность и надежда. При этом появляется уникальная возможность сравнить свои эмоции с эмоциями других людей.
- Театр развивает интеллект. Ребенок в течение длительного времени следит за событиями на сцене. При этом ему необходимо запоминать имена героев, детали сюжета. После спектакля всегда появляется желание поделиться впечатлением с близкими. Таким образом, у ребенка развиваются память, мышление, речь.
- Развиваются творческие способности ребенка. Прежде всего, театральное действие благотворно влияет на развитие воображения. Умение фантазировать может стать основой для детского творчества.
- Театр учит сопереживать. На сцене актеры проживают кусочек жизни, и ребенок переживает вместе с ними все события: сочувствует, печалится, злится и плачет от радости.
Первые встречи с театром могут быть в 2,5 – 3 года. Для первого знакомства имеет значение все: спектакль, его длительность, общество. К первой встрече с театром ребенка нужно готовить — родителям следует продумать встречу, чтобы театральное искусство оказало нужное воздействие.
К посещению театра нужно готовиться. И здесь нет мелочей:
Сюжет представления должен быть понятен детям. Выигрышным выбором будут спектакли по сказкам или знакомым детям произведениям: «Колобок», «Теремок», «Муха-Цокотуха» (для младших дошкольников), «Снежная королева» (для старших дошкольников). Выбор знакомого произведения важен еще и потому, что некоторые незнакомые герои могут напугать ребенка.
Первый спектакль дети должны смотреть рядом с родителями. У ребенка могут возникнуть вопросы, появиться желание поделиться впечатлениями или возникнуть ситуации, о которых можно сказать только маме. Поэтому не оставляйте малыша одного в зрительном зале.
Постарайтесь создать для ребенка предвкушение праздника. Продумайте одежду: пусть она будет нарядной и уместной для мероприятия. Обязательно возьмите на смену красивые удобные туфли.
В театр нужно прийти заранее, хотя бы за 30 минут до начала преставления, чтобы ребенок освоился и осмотрелся. До посещения театра обязательно обсудите с ребенком правила поведения во время представления — почему важно не мешать другим и не пропустить важные моменты. После спектакля можно обсудить постановку, героев, декорации. Пусть ребенок поделится впечатлениями. Закрепить впечатление можно, предложив ребенку разыграть увиденное с игрушками.
Театр – особое искусство с колоссальными развивающими и воспитательными возможностями, приобщайте к театру своих детей.
Источники:
1. Электронный ресурс: https://medaboutme.ru/articles/teatr_i_deti_volshebnaya_sila_iskusstva/
2. Электронный ресурс: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/teatr-dlya-detey-razvivaem-rebenka/
Хачатрян Ани Юриковна,
старший преподаватель кафедры социологии,
общей и юридической психологии
факультета государственного и муниципального управления
Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС
|