Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Самооценка: как наладить диалог с самим собой"

 

Фисенко Мария Дмитриевна,   
ассистент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

27.01.2025

              

Всю жизнь человека как личность постоянно оценивает социум. Мы и сами сравниваем себя, свои достижения, поступки с успехами других людей, формируем представление о себе. Это и называется в психологии самооценкой.

Каждый день мы выносим суждения о собственном характере, умениях, привычках и стараемся совершенствовать себя. Разберемся подробнее, какие виды самооценки характерны для людей, причины их формирования, как люди оценивают себя и как можно повлиять на сложившееся представление.

Психологи определяют уровень представления человека о себе, основываясь на конкретных критериях. В зависимости от способа классификации выделяют тот или иной вид самооценки. В частности, используются следующие термины:

•   адекватная и неадекватная

•   стабильная и плавающая

•   общая, частная, ситуативная самооценка

Адекватная и неадекватная.

Уровень адекватности представлений о себе определяется здравомыслием, а также тем, насколько самокритично индивид может себя воспринимать. В большинстве случаев человек считает себя правым, а не окружающих при оценивании собственных успехов и неудач, поэтому классифицировать самооценку по данному признаку сложно на практике.

Стабильная и плавающая.

По мере взросления формируется устойчивое представление о талантах, достижениях в жизни, неудачах, на основании которого формируется самооценка. В определенные возрастные промежутки личность уже точно может сказать, какой планки она может достигнуть. Плавающая самооценка меняется в зависимости от настроения, похвалы руководителя на работе, оценки себя в конкретной ситуации, способностей, победы или проигрыша на соревнованиях, конкурсах.

Общая, частная и ситуативная.

Данная классификация указывает на ощущение человеком своих успехов в конкретной области. Высокая общая самооценка может соседствовать с низкой частной, если, например, индивид признает свою несостоятельность в бытовых вопросах. Бывает и обратная ситуация: человек страдает от низкой самооценки в целом, но гордиться конкретной своей чертой или личностью (приятной внешностью, хорошей фигурой, успехами детей).

Первые представления о себе формируются в первые годы рождения. Кульминация достигается в школьные годы, но в дальнейшем самооценка еще может претерпевать изменения под воздействием событий, общества. В некоторых трудах психологи отмечают, что первые представления у плода формируются еще внутри утробы. На характер младенца влияет несколько факторов: желанный ли это ребенок, какие надежды возлагают на него и т.д.

В осознанном возрасте самооценка человека корректируется на основании взаимодействия с окружающим миром. В первые годы жизни влияние оказывают родители, родственники, а затем их сменяют воспитатели, учителя, сверстники. Первые пять лет жизни ребенка закладывают основу дальнейшего развития и накладывают отпечаток на формирование самооценки.

Адекватной и высокой оценки способствует уважительное отношение в семье, своевременная и заслуженная похвала, признание успехов ребенка, поддержка со стороны родителей. Если же взрослые часто указывают на то, что сверстники делают что-то лучше, не дают проявлять самостоятельность малышу, то из него с большой вероятностью получится закомплексованный взрослый человек. Помочь в такой ситуации могут коучи и наставники.

Первые годы взросления закладывают основу представлений человека о себе. Однако это не означает, что придется смириться с низкой самооценкой – над ней можно работать и в дальнейшем. Психологи выделяют несколько простых способов, чтобы ее поднять:

•   Занимайтесь саморазвитием, читайте художественную литературу, общайтесь с интересными людьми, перенимайте их опыт.

•   Следите за своей речью, мимикой и жестами. У людей с завышенной самооценкой нередко наблюдается высокомерный тон, с заниженным восприятием себя – суетливость, избыточное количество ненужных слов.

•   Не оправдывайтесь перед другими за свои поступки. Попытки угодить окружающим приводят к снижению самоуважения. Но и не подчёркивайте своё превосходство над людьми. Самодостаточным личностям такие качества несвойственны. Не гонитесь за более успешными людьми. Погоня за удачливыми личностями снижает оценку в собственных глазах.

•   Без сожаления прощайтесь с нелюбимой работой. Неудачное трудоустройство губительно для самооценки. Нужно искать сферу деятельности, в которой можно проявить ваши способности.

•   Немаловажным фактором является полное принятие себя. Научитесь жить в гармонии с самим собой. Полюбите себя, свой характер, внешность.

Более подробную информацию можно изучить в источниках:

•   https://mitm.institute/journal--psihologiya--vidy-samooczenki-kak-povliyat-na-slozhivshiesya-predstavleniya-o-sebe

•   https://wika.tutoronline.ru/obshhestvoznanie/class/6/samooczenka

•   https://vplate.ru/samoocenka/adekvatnaya/

%