Фисенко Мария Дмитриевна,
ассистент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
26.01.2025
Исследователи установили, что самооценка ребенка начинает формироваться в первые 2-3 года жизни. Она связана с так называемым кризисом трех лет (кризис самости). Самосознание дошкольника начинает свое формирование. Малыш уже понимает, что он независимая от матери личность, и постепенно от нее отделяется. При этом детям крайне необходимо получать одобрение родителей, особенно мамы. Критика поступка воспринимается так же, как и критика личности. Если дошкольника ругают за то, что он что-то сделал неправильно, он начинает сомневаться в любви родителей к нему.
Критика деятельности ребенка трехлетнего возраста приводит к тому, что у дошкольника появляется заниженная самооценка. Если мама ругает его за то, что он плохо вымыл свою тарелку или недостаточно хорошо заправил постель, интерес к деятельности пропадает. Дети становятся замкнутыми, необщительными. Они уверены в том, что, если им не удалось справиться с одной задачей, они не способны справиться и с любой другой. Появление заниженной самооценки особенно опасно, когда наступает период подготовки к школе. Успеваемость школьников, которые не уверены в себе и считают себя «плохими», будет значительно ниже, чем у их ровесников, уверенных в своих силах.
Иногда взрослые не учитывают особенностей формирования самооценки дошкольников и начинают относиться к ним как к трудным детям из-за незначительной шалости («Ты дернул девочку за косичку, ты хулиган!»). Таким образом взрослые надеются на то, что ребенок устыдится своего поступка и больше никогда не будет шалить. Вместо этого родителям следует ожидать новых шалостей. Вести себя хорошо просто нет смысла. Ярлык хулигана заставляет детей подтверждать свою репутацию.
Формирование самооценки у дошкольников происходит под влиянием нескольких факторов:
• Семья. Адекватная самооценка формируется, если родители уделяют ребёнку достаточно много времени, положительно оценивают его физические и умственные данные, но не считают уровень развития выше, чем у большинства сверстников.
• Заинтересованное отношение взрослого. Одобрение, похвала, поддержка и поощрение стимулируют деятельность ребёнка и формируют нравственные привычки поведения.
• Общение. Именно взрослые формируют систему ценностей ребёнка, реагируя на то или иное его действие. Также важную роль играет общение между ровесниками, так как при совместной деятельности у детей проявляются способности, которые зачастую скрываются при общении со взрослыми.
Некоторые рекомендации по формированию адекватной самооценки у дошкольников:
• Не изолировать ребёнка от домашних дел. Не стремиться решать за него все проблемы, но и не перегружать тем, что ему не посильно. Хорошо, если ребёнок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
• Не перехваливать. Похвала, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
• Поощрять инициативу. Пусть ребёнок будет лидером всех начинаний, но также нужно показать, что другие могут быть в чём-то лучше его.
• Показывать своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивать вслух свои возможности и результаты дела.
• Не сравнивать ребёнка с другими детьми и собой. Не допускается негативная оценка действий ребёнка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать и т. д.».
Чувствуя такое отношение, малыш обретает уверенность, начинает проявлять заинтересованность, успешно выполняет задания.
Считая своих детей недостаточно взрослыми, родители не работают над их самооценкой. А между тем о самоценности дошкольного детства говорил А. В. Запорожец. В период становления личности, начинающийся в 2-3 года, ребенок нуждается в том, чтобы получить информацию о себе самом. Часто информация, полученная в первые несколько лет жизни, настолько оседает в сознании и подсознании, что не покидает человека всю жизнь.
Родители могут возразить: проходящий самоценный период ребенок еще слишком мал для того, чтобы ему можно было дать объективную оценку. С возрастом люди меняются до неузнаваемости. Но задача мамы и папы состоит не в том, чтобы провести анализ личности и вынести суровый справедливый вердикт. Помня о самоценности дошкольного детства в период подготовки к школе, они должны создать в глазах ребенка положительный образ его самого. Детям еще не известны критерии добра и зла. Они усвоят их в процессе социализации. Несмотря на врожденные наклонности, ребенок до определенного возраста остается в неведении относительно того, что такое добро, зло, справедливость, несправедливость. Основным представлением о самом себе остается образ, созданный родителями.
Объективное отношение к своей личности — редкое явление. Большинство людей или превозносят себя над другими, или занижают свои достоинства. Своевременная корректировка самооценки поможет относиться с уважением к себе и окружающим.
Более подробную информацию можно изучить в источниках:
• https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/10/21/formirovanie-adekvatnoy-samootsenki-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
• https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-adekvatnoi-samocenki-u-doshkolnikov.html
• https://www.defectologiya.pro/zhurnal/kak_formiruetsya_samooczenka_doshkolnikov/
|