Забродина Татьяна Игорьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
25.01.2025
Коммуникативность — это не отдельное качество личности, а целая совокупность разных навыков. И выражается она в умении общаться с окружающими людьми, способности строить с ними отношения.
Условно коммуникативные навыки делятся на две группы:
навыки, которые помогают человеку передавать свои мысли и чувства (умение говорить, самоконтроль, самопрезентация);
навыки, которые помогают понимать окружающих (умение договариваться, сопереживать, слушать и слышать собеседника).
Зачем ребенку коммуникативные навыки?
Чтобы не остаться одному. Чтобы стать членом общества, быть принятым окружающими, оставаясь самим собой. Если человек не умеет говорить о себе, а только слушать других, он не станет индивидуальностью, потеряет свое «Я».
Другая сторона — ребенок умеет говорить исключительно о себе, но не умеет прислушиваться к другим. Такой человек в дальнейшем не сумеет качественно построить социальные связи, пополнить круг общения.
Одни дети легче сходятся с окружающими, идут на контакт, им проще общаться и со сверстниками, и со взрослыми. Другие испытывают затруднения и дискомфорт. Чтобы развить в ребенке коммуникативные навыки, нужно помочь ему овладеть тремя основами:
желание общаться;
знание основ социального общения;
собственно умение общаться.
Желание общаться
Это значит, что ребенок должен сам испытывать потребность в общении с окружающими людьми. И потребность эту можно и нужно вырабатывать. Если этого не сделать, прогресса не будет. Взрослый человек в силу жизненного опыта может мотивировать себя на общение с окружающими.
Знать, как общаться
Одного желания взаимодействовать с окружающими мало. Нужно ещё знать, как именно это делается. Маленькие дети не знают о нормах и правилах общения. Родители подсказывают, как решать конфликты со сверстниками, поддерживать разговор, здороваться.
Умение общаться
Этот пункт вытекает из предыдущего, когда коммуникативные знания применяются на практике. Умение общаться состоит из целого комплекса практических навыков:
умение заинтересовать собеседника, привлечь его внимание к своим мнениям, идеям;
умение слушать, принять мнение собеседника и не навязывать своё собственное;
умение аргументировать информацию, тактично защищать свою точку зрения; искать баланс во время улаживания спорных ситуаций.
Некоторые игры помогут ребенку научиться лучше формулировать мысли, развить наблюдательность, умение обращать внимание на интонации, мимику других людей.
1. «Привет!»
Игроков может быть двое или больше. Задача — по очереди здороваться, придумывая всё новые способы: пожать руки, поднять ладонь, помахать, сказать: «Доброе утро», «Как дела?», «Здравствуйте!», «О, какая встреча!».
Кто продержался дольше и придумал больше, тот и молодец.
2. «Кто я?»
Положите в коробку/мешочек несколько игрушек — кубики, машинки, плюшевых зверей. Вытягивайте по одной на ощупь — и рассказывайте историю от первого лица: что это за машинка, какой у нее характер, как её зовут, что она любит, чем занимается, в каком она сейчас настроении.
3. «Кому комплимент?»
По очереди продолжайте фразу «Мне очень нравится, как ты…», говоря друг другу что-то приятное.
4. «Сочиняю на ходу»
В мешочек соберите картинки от лото и мемо, с изображением разных предметов, животных, фруктов, городов, цветов…
А теперь вместе начинайте сочинять историю, произнося по одной фразе: каждый игрок по очереди достаёт из мешка карточку с картинкой — и должен встроить этого нового персонажа в общий рассказ.
5. «У зеркала»
Один из игроков — это отражение второго в зеркале. Задача — точно повторять каждое движение, жесты, мимику, не отставая.
Коммуникативность — это одна из сторон воспитания личности. Это значит, что умение общаться можно и нужно развивать.
Для подготовки статьи использованы материалы с сайтов:
1.https://baby-club.ru/babylibrary/edublog/razvitie-kommunikativnykh-navykov-u-doshkolnikov/
2.https://www.kanalo.ru/news/10_igr_na_razvitie_kommunikativnikh_navikov_u_doshkolnikov
|