|
Терелянская Ирина Васильевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
26.12.2024
«О чем ребенок думает часами?
Чем занят он в любой свободный миг?
Что он считает важными делами?
Несложно дать ответ без толстых книг.
Игрой ребенок поглощен всецело,
Часами пропадает он в игре,
Своим важнейшим увлечен он делом
В саду, с друзьями, дома, во дворе…» - написано в прекрасном стихотворении учителя-логопеда из Казани Юлии Вячеславовны Газизуллиной. Да, игра для ребенка основа его деятельности. Первые подобия игры появляются у ребенка в 3-4 месяца. В это время малыш пробует по нескольку раз повторять какие-то несложные действия не для достижения каких-то целей, а просто ради удовольствия. Это зачатки игровой деятельности.
Ближе к своему первому дню рождения ребенок с помощью взрослых уже играет в простейшие игры. Он забавно водит пальчиком в ответ на мамино: «Сорока-белобока кашку варила, деток кормила». Или закрывает ладошками глазки, повторяя: «Ку-ку!». Он уже умеет греметь погремушкой и собирать пирамидку. Все это ученые называют «играми с предметами», даже если таковыми является каша, размазанная по столу, или собственные фекалии. Таким образом, ребенок познает форму, размеры, фактуру и предназначения различных предметов окружающей жизни.
Многие родители уверенны, что чем дороже, красочнее и «навороченнее» игрушки, тем лучше они способствуют интеллектуальному развитию малыша. На самом деле это заблуждение, основанное на рекламных компаниях производителей игрушек. Действительно, для всестороннего развития ребенка требуется разнообразные зрительные, слуховые и тактильные ощущения. Но на сегодняшний день не существует ни одного экспериментального доказательства, что дорогие, многофункциональные, так называемые, «развивашки» лучше стимулируют мышление ребенка, чем простейшие погремушки, кубики и пирамидки. Ребенок не знаком с окружающим миром и любая тряпочка, баночка, даже простейший половник или тапок, для него таит в себе много неизвестных ощущений: это и форма, и температура объекта, его объем и размеры, вес и вкус, звук и текстура.
До двух-трех лет ребенок не умеет играть иначе, чем манипулируя с предметами. В этом возрасте для ребенка самыми привлекательными будут предметы, с которыми можно что-либо сделать: катать, дергать, рвать, разбирать, вкладывать друг в друга, греметь или бить ими. Поэтому они, изучая, попавшие им в руки вещи, часто их портят или ломают. малыш это делает не специально, как думают некоторые взрослые, а случайно.
Игры с правилами и с распределением ролей для них еще недоступны. Для трехлетки игра в футбол, например, заключается не в стремлении попасть мячом в ворота, а в желании попасть ногой по мячу. Восторг вызывает уже то, что мяч из состояния покоя приходит в движение.
Двухлетняя девочка, укладывая куклу в кроватку, повторяет мамины манипуляции с игрушкой так же, как копирует и другие действия взрослых с предметами, а не играет в дочки-матери, как может показаться на первый взгляд
Только после трех лет ребенка начинают занимать сверстники, и привлекает совместная игра с ними. Поэтому напутствие мамы своему двухлетке: «Посмотри-ка сколько деток в песочнице! Иди, поиграй с ними!» для сына или дочери пустой звук. В этом возрасте ребенок не может самостоятельно воспроизвести какую-то игру и организовать других детей принять в ней участие. Ему, конечно, любопытно наблюдать, как играют другие детки, но совместно играть он еще не умеет. Поэтому он либо играет с предметами (песок, машинки и т.п.) сам или следит за действиями других детей.
Иногда малышу хочется самому повзаимодействовать с чужой игрушкой, и тогда он постарается взять заинтересовавшую его вещь. Двух-трехлетние малыши часто ссорятся, отбирают друг у друга игрушки и даже дерутся ими. Это не признак агрессии и жадности, а стремление познать мир и неумение общаться с другими детьми. В этот момент необходимо отвлечь ребенка, предложив ему какие-то более яркие или издающие звуки вещи.
Только к трем годам лобные доли ребенка, отвечающие за социальное взаимодействие, разовьются настолько, что он будет способен на совместную деятельность с другими детьми. А до этого времени задача родителей обучить малыша правильно манипулировать с игрушками: пинать мяч, складывать пирамидку, катать машинку, кормить и укладывать спать кукол.
Литеоатура:
- Газизуллина, Ю.В. Детские игры // О детстве: [сайт]. –2022. - URL: https://www.o-detstve.ru/forteachers/educstudio/poetry/15557.html (дата обращения: 24.12.2024).
- Эльконин, Д. Б. Психология игры // Д.Б. Эльконин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.
|