Забродина Татьяна Игорьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
23.12.2024
Умение управлять движением - одна из важнейших функций, которую выполняет наш мозг. Двигательных центров в мозге очень много. Не у всех детей двигательные центры достаточно развиты. С раннего возраста за согласованной активностью мышц тела стоит развитие координации у детей, за это отвечает мозжечок, который полностью развивается к 4,5 годам.
В возрасте 3-4 лет моторные функции совершенствуются, но если этого не происходит, родителям необходимо обратить внимание на то, как ребенок ходит, прыгает, ползает, умеет ли бросать и ловить мяч.
У ребёнка 3-4 лет двигательные навыки должны быть достаточно сформированы. В норме он умеет копировать действия взрослого или другого ребёнка, правильно выполнять и повторять движения в заданном порядке, но долго удерживать внимание на поставленных задачах он не способен.
Все движения без исключения зависят от трех ключевых параметров, а именно тонуса мышечной массы, позы, в которой находится человек и действий произвольного характера. Эти элементы управляются различными структурами ЦНС:
спинной мозг — контролирует рефлексы, например, отдергивание при болевом воздействии;
двигательная кора головного мозга — управляет разнообразными программами движений;
ромбовидный — регулирует тонус определенных групп мышц для поддержания равновесия;
мозжечок — регулирует скорость мышечных сокращений и контролирует все двигательные функции;
мозговой ствол — обеспечивает плавность и координацию движений;
базальные ядра — отвечают за выполнение непроизвольных, повторяющихся движений;
проводящие пути глубокой чувствительности — передают информацию о мышечном состоянии;
вестибулярный аппарат — ответственный за чувствительность к равновесию и координации.
Для каждого возраста подбирайте упражнения, которые доступны для выполнения вашим малышом.
Игры на замирание.
Включите музыку и танцуйте вместе с малышом, когда музыка выключается, нужно замереть в той позе, в которой был. Это веселая и простая игра, усложняйте ее, удлиняя время «замирания».
Игры на равновесие.
Цапля. Стойте на одной ноге, кто сможет дольше? А если цапля еще и поймать лягушку решила?
Ласточка. Стоя на одной ноге, вторую поднимите и вытяните назад, за корпус тела, руки в стороны, наклонитесь телом параллельно полу. Кто дольше сможет планировать как ласточка?
Динамические игры.
Игры с внезапной сменой действий или направления.
По вашей команде ребенок резко должен изменить направление бега, или начать выполнять другое движение. Вы сами можете быть проводником, а малыш повторяет за вами.
Игры на баланс равновесия.
Баланс. Пройдите поочередно с ребенком ровно по дощечке или палочке, можно балансировать при помощи рук.
Бордюр. Позволяйте ребенку ходить по бордюрам везде, где только можно, это прекрасно развивает равновесие!
Бревно. Усложненный вариант бордюра — предложите ребенку пройти по бревну, которое лежит на земле, затем можно усложнять, поднимая бревно выше, и самый сложный вариант — предложить пройти по качающемуся бревну.
Фитбол. Упражнения на неустойчивых поверхностях очень хорошо развивают координацию.
Предложите малышу лечь на фитбол и отпускать руки и ноги, так, чтобы не скатиться с мяча. Усложните задачу – пусть он ляжет на фитбол спиной.
Батут. Прыжки на батуте, также развивают координацию в динамике.
Качели. Дети любят качаться на качелях, поверьте, от этого нехитрого занятия есть польза!
Секрет заключается в том, что координацию у детей можно развить только через двигательную активность, поэтому самое простое и эффективное — это не ограничивать двигательную активность вашего ребенка и всячески ей способствовать!
Для подготовки статьи использованы материалы с сайтов:
1. https://neuropsy-kaluga.ru/razvitiye-koordinatsii-dvizheniya#:~:text
2.https://www.starclinic.ru/zabolevaniya-i-lechenie/narushenie-koordinaczii-dvizheniy-prichiny-simptomy-vidy-posledstviya/
|