|
Прокурова Софья Витальевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
26.11.2024
Наши границы начинаются с нашего тела. Это первое, что мы чувствуем и осознаем, будучи еще детьми.
Если в детстве присутствовало:
физическое насилие: телесные наказания, физическое принуждение к тому, что не нравится, прикосновения без разрешения, грубое вторжение в Ваше личное пространство и отсутствие личного пространства, нарушение уединения в комнате.
психологическое насилие: оскорбления, устыжение, унижение, оскорбительные шутки и насмешки, обвинения, постоянная критика, угрозы в Ваш адрес, принижение способностей и т.д.
Таким образом, происходило нарушение Ваших личных границ. Поэтому, возможно, Вам трудно сейчас отказывать людям, говорить слово «НЕТ», когда Вам совсем не хочется выполнять их просьбу.
Нарушение границ - это потеря контроля над собственным телом, выбором, свободой мыслить и проявлять себя.
Когда воспитательная система строится на том, что отстаивать свои границы – это плохо, а лучшее воздействие на ребенка – это манипуляции на чувстве вины и стыда, то это формирует установки, которые копятся в телесной памяти. Нам сложно получать к ним доступ, поскольку в процессе взросления, есть много того, что вытесняет их из сознательного восприятия. Они влияют на поведение во взрослой жизни как установки по умолчанию. Если вам внушали в детстве, что нужно быть хорошим, скромным и покладистым, где-то нужно промолчать, где-то нужно потерпеть, то во взрослой жизни такое поведение и становится естественным.
Как установить здоровые границы?
Если вы поняли, что кто-то нарушает ваши границы, или вы сами нарушаете чьи-то границы, нужно начать с того, чтобы понять, какую роль играет человек в вашей жизни, где ваша зона влияния, а где его? Попробуйте физически и эмоционально отстраниться от своего собеседника, увидеть человека как отдельную личность и вернуть себе контроль над ситуацией.
В установлении здоровых границ есть два направления работы: внутреннее и внешнее. Для того, чтобы начать гармонично выстраивать отношения во внешнем мире, вам нужно выстроить внутри себя систему убеждений, не позволяющую вам самим нарушать границы других людей. Эта система звучит примерно так: «Я ценю отношения с другими людьми и хочу их поддерживать. Тем не менее, каждый из нас - отдельная личность со своими уникальными потребностями и правами на их удовлетворение. И если мне что-то не нравится, я могу говорить «НЕТ». Я знаю, что если кто-то проявляет гнев, я могу уйти и не оставаться там, где не безопасно, неприятно, страшно, скучно. Даже если это происходит потому, что кому-то больно. Я постараюсь отнестись к этому с сочувствием к его состоянию, но позабочусь о себе».
«Я не принимаю обвинений в том, что виноват (а) в плохом самочувствии других людей. Я не хочу и не буду переносить чужую боль на себя».
«Я не буду искать решения чужих проблем, и я буду внимательно следить за тем, чтобы не требовать от других решать мои проблемы и не обвинять других в их наличии».
«Я обещаю принимать свое право говорить «НЕТ» без осуждения».
Неуверенность в себе и зависимость от других порождает множество страхов. Уверенность же в себе и своих силах, в своей ценности и значимости – это важный элемент в выстраивании своих границ.
Если вы чувствуете себя плохо в отношениях, то стоит задуматься, сколько вы отдаете и сколько вы получаете. Если вы отдаете больше, чем получаете, ваши личные границы точно нарушены и нужно установить их таким образом, чтобы вы чувствовали себя уверенно и комфортно!
Литература:
1. Деловое общение: учеб. пособие / Д.А.Шевчук. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 192 с.;
2. Психология общения: эмоции, чувства, отношения. Монография / Авт. С.В. Прокурова – М.: Планета, 2021. – 144 с.;
3. Психология общения и межличностных отношений/ Е.П. Ильин. – Москва:Питер, 2012. – 573 с.
|