Мартиросян Карине Вардановна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
30.11.2024
Старший дошкольный возраст – это уникальный период в жизни ребенка, характеризующийся значительными изменениями в его психическом, эмоциональном и социальном развитии. Одним из ключевых аспектов этого этапа является формирование произвольного поведения, которое играет важную роль в успешной адаптации ребенка в окружающем мире. В данной статье мы рассмотрим особенности произвольности поведения в старшем дошкольном возрасте и предложим способы его развития.
Особенности произвольного поведения дошкольников
Произвольное поведение – это способность контролировать свои действия, эмоции и мысли, а также принимать обдуманные решения. В старшем дошкольном возрасте наблюдаются следующие особенности:
1. Рост самосознания. Дети начинают осознавать свои желания и потребности, а также понимать, что они могут влиять на свои действия и поступки. Это осознание помогает им лучше контролировать свои эмоции и поведение.
2. Развитие внимание. В этом возрасте увеличивается продолжительность и устойчивость внимания, что позволяет детям сосредоточиваться на выполнении задач без отвлечений. Однако произвольное внимание все еще требует поддержки со стороны взрослых.
3. Увеличение способности к планированию. Дети начинают планировать свои действия, предсказывать последствия и выбирать наиболее подходящие способы их реализации. Это важный шаг к более сложным формам произвольного поведения.
4. Сложность эмоциональной регуляции. Хотя дети обладают большими возможностями в регулировании своих эмоций, они все еще могут проявлять импульсивность. Периоды сильных эмоций могут затруднить контроль за поведением.
5. Социальное взаимодействие. Произвольное поведение тесно связано с взаимодействием с другими детьми. Дошкольники начинают понимать нормы и правила взаимодействия, что служит основой для формирования социальных навыков.
Способы развития произвольного поведения
Для успешного формирования произвольности поведения у детей дошкольного возраста можно использовать различные методы и подходы:
1. Создание благоприятной среды. Обеспечение комфортной и безопасной обстановки, где дети могут свободно экспериментировать и проявлять свои способности, способствует развитию их произвольного поведения.
2. Игра как способ обучения. Игра является основным способом познания мира для детей. Настольные игры, ролевые игры и коллективные задания способствуют развитию навыков планирования, самоконтроля и взаимодействия с другими.
3. Обучение самооценке. Важно учить детей оценивать свои действия и их последствия. Регулярные беседы о том, как они принимают решения и какие эмоции испытывают, помогут им развить навыки саморегуляции.
4. Поддержка со стороны взрослых. Взрослые могут поддерживать детей в процессе принятия решений, предлагая им варианты и обсуждая возможные последствия. Это помогает детям научиться самостоятельно принимать обоснованные решения.
5. Физическая активность. Занятия физической активностью (танцы, спорт, подвижные игры) способствуют развитию самоконтроля и способности сосредоточиться на задаче.
6. Развитие речевых навыков. Обогащение словарного запаса и обучение конструктивному общению позволяют детям лучше выражать свои мысли и эмоции, что положительно сказывается на произвольности поведения.
Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста — ключевая задача родителей и воспитателей. Применение разнообразных методов и подходов, направленных на развитие самосознания, внимания, планирования и эмоциональной регуляции, позволит создать прочную базу для успешной адаптации ребенка в будущем. Каждый малыш уникален, и важно учитывать его индивидуальные особенности, чтобы максимально эффективно поддерживать его в этом важном этапе развития.
Источники:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.
2. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.
3. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 222 с.
4. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 240
|