Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Почему ребенок не хочет делиться?"

 

Терелянская Ирина Васильевна,   
кандидат психологических наук,  доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

29.10.2024

 

«Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная,

Весёлая, смешная.

Мне скучно без игрушки –

Любимая была!

Но всё же я подружке

Игрушку отдала»

Милое стихотворение Елены Благиной описывает поведение замечательной девочки – она отдала свою любимую заводную игрушку подружке. И наша обязанность научить своих детей делиться.

Несмотря на идею Чарльза Дарвина, что в природе выживает сильнейший, современные ученые, в частности антропологи Брайан Хэйр и Ванессы Вудс, считают, что виду Homo Sapiens позволило подняться на вершину эволюционной пирамиды такое свойство как дружелюбие. Именно это является по их мнению самой выгодной стратегией для выживания.

Родители очень боятся, что их отпрыск вырастет жадиной, и расстраиваются, когда он отказывается делиться с другими игрушкой или сладостями.

В то же время став взрослыми многие люди с горечью вспоминают случаи из детства, когда они были вынуждены под давлением мам и пап, отдать свою любимую куклу или машинку, другому ребенку. А иногда родители не церемонились и дарили ценные для малыша вещи, не утруждая себя уговорами сына или дочери. Последние нередко узнавали об этом постфактум, увидев любимую игрушку в руках другого мальчика или девочки.

Как же быть родителям, чтобы с одной стороны не нанести малышу психологическую травму, забирая дорогие для него вещи для других детей, но и не воспитав человека, неспособного делиться с окружающими?

Чтобы понять это, необходимо разобраться в том, как и, когда у ребенка появляется готовность делиться или отстаивать право на свою игрушку.

С рождения ребенок не отделяет себя от окружающего мира. Этот процесс начинается где-то в 7-9 месяцев. Именно тогда ребенок, случайно уронив что-либо, замечает, что этот предмет отделим от него самого и всегда (всегда!) падает вниз. Для закрепления нового знания малыш в этом возрасте кидает разные предметы и наблюдает за их падением сотни раз на дню. Психологи считают, что данное поведение является первым проявлениям собственного «Я» маленького человечка. Но еще пару лет ребенок будет говорить о себе в третьем лице: «Маша хочет гулять» или «Коля будет кашу».

И только к трем годам малыш произнесет осознанное «Я», навсегда выделив себя из окружающего мира. Но единение себя с другими объектами – вещами, домашними животными, людьми, - остается в нас навсегда. Человек, испортивший нашу вещь, и во взрослом возрасте воспринимается нами, как посягнувший на нас лично.

От 3 до 6 лет ребенок уже неплохо понимает родную речь и у него достаточно развита волевая сфера, чтобы не только различать понятия «мое-чужое», но и контролировать свое поведение по отношению к своим и чужим вещам. В этот период своей жизни малыш учится общаться с другими ребятами, заводит игры, их интересует мир отношений. Поэтому время с трех лет оптимально для обучения сына или дочери умению делиться.

Если же заставлять малыша делать это в более раннем возрасте, то такой подход может привести к агрессивному поведению маленького человечка – он будет кусаться, драться, кричать, чтобы отстоять свое право на необходимую ему вещь. Ни ваши увещевания, что надо делиться, ни угрозы, что с ним не будут играть другие детки, ни упреки в жадности до ребенка младше трех лет не доходят. Его рефлексия на нуле и умение планировать свои действия еще в зачаточном состоянии.

Почему же малыш не делиться? Тут существует несколько причин, если не считать возраста, когда он еще не умеет это делать:

- ребенок может не понять, что вещь забирают не навсегда. А расстаться с ней он не готов.

- он может быть очень привязан к своей игрушке или хочет сейчас играть именно с ней.

- интерес другого малыша к его вещи может восприниматься как агрессия, как нарушение личностных границ.

В первом случае задача родителей разъяснить малышу, что вещь отдается не насовсем, что можно сделать приятное чужому мальчику или девочке, дав ему немного поиграть своей игрушкой. Или попробовать обменяться с ними, взяв взамен его машинку или зайку.  

В остальных случаях, мы соглашаемся с мнением маленького человечка. Ведь у малыша со своими игрушками может быть тесная эмоциональная связь. Если родители заставляют отпрыска отдавать своего близкого друга другому, то не удивительно, что ответной реакцией  будет злость, обида и желание отобрать игрушку. Вспомните себя. Представьте, что знакомые ваших родителей или вовсе незнакомые вам люди, попросят у вас «покататься» на вашем авто или попользоваться временно вашей стиральной машинкой, поносить ваш костюм или украшение. Что вы на это скажете? Не все разрешают это делать даже членам семьи или друзьям, а тем более чужим людям. Для малыша игрушечный грузовик так же ценен, как и легковой автомобиль его папы. У ребенка нет уверенности, что отдав игрушку, он получит ее в целости и сохранности, да и получит ли вообще.

Некоторые родители пугаются сильной привязанности своего ребенка к какому-либо предмету. Некоторое время даже считалось, что такая любовь к вещи является показателем отчуждения со стороны близких людей. Но в конце XX века британский врач и психоаналитик Дональд Вудс Винникотт доказал, что любимая игрушка у детей появляется не из-за отсутствия тесных отношений с родителями, а наоборот, является его материальным напоминанием о любви и заботе. Вы же не хотите, чтобы знаком вашей любви к ребенку играл кто-то чужой?

При любом раскладе, отбирать вещь у своего ребенка и отдавать другому, пугать или наказывать своего сына или дочь, если он не поделился, нельзя! Трехлетка уже понимает, что эта игрушка его, и это важный этап становления личности. Если мы позволим вторгаться в личное пространство своего отпрыска, по своему усмотрению, то давая, то отбирая у него вещи, то можем прийти к обратной ситуации. Ребенок не сможет отстаивать личностные границы в будущем. Став взрослыми, он будет считать потребности других более ценными и важными. Он не научится говорить: «Нет!» Не защищая себя, не сможет защитить и своих близких. Таким человеком окружающим легко управлять.

Родители должны разъяснить ребенку, что он может поделиться с другими малышами своими игрушками, если захочет, но не обязан это делать! И никто не имеет права его заставлять!

 

Материал подготовлен на основе данных следующих источников:

 

- Благинина, Е. Подарок / Е. Благинина. -  URL: https://rustih.ru/elena-blaginina-podarok/  (дата обращения: 20.10.2024).

- Хэйр, Б., Вудс, В. Выживает самый дружелюбный: почему женщины выбирают добродушных мужчин, молодежь избегает агрессии и другие парадоксы, которые помогают узнать себя лучше / Б. Хэйр, В. Вудс. М.: Эксмо. – 400 с.

- Винникотт Д.В. Разговор с родителями / Д.В. Винникотт. - М.: Независимая фирма «Класс»,  2012. - 96 с.

%