Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Отношения между детьми в сюжетно-ролевой игре"

 

Сагайдак Варвара Александровна,
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

28.09.2024

 

Ролевые игры – это традиционное увлечение каждого ребенка. В таких играх малыш формируется как самостоятельная личность. Такие игры помогают ребенку наладить общение со сверстниками, научиться оказывать помощь, проявлять внимание, заботится об окружающих. Чем старше становится малыш, тем дольше, ему нравится общаться со сверстниками.

Чем хороша сюжетно-ролевая игра, что она дает ребенку, чему может научить:

•   общению со сверстниками;

•   находить решения при конфликтах;

•   сопереживать;

•   выражать эмоции, даже негативные;

•   развивает фантазию;

•   помогает адаптироваться к детскому саду.

Чем старше становится ребенок, тем больше самостоятельности проявляет, тем больше меняются игры. Круг его общения ширится, он присматривается к новым знакомым и друзьям, учится воспринимать новую информацию и передавать в ответ собственную. Если малышу понравились новые друзья, он будет выказывать им симпатию и с удовольствием с ними играть.

В сюжетно-ролевой игре между детьми складываются ролевые и реальные отношения. Первые определяют выбор и распределение ролей, проявляются в разнообразных репликах, замечаниях, требованиях, которые регулируют ход игры. Распределение ролей – важный момент в возникновении игры. Нередко ребенок-лидер навязывает товарищам неинтересные роли, а сам берет на себя самую привлекательную, не считаясь с желаниями других. Если детям не удается договориться о распределении ролей, то игра распадается или кто-то из ребят выходит из нее.

Чем старше ребенок, тем более выражено его стремление к совместной со сверстниками игре, тем больше он склонен согласиться выполнять непривлекательную роль только ради того, чтобы войти в «игровое объединение». Он сдерживает свои личные желания и подчиняется требованиям других детей.

В выборе партнеров для совместных игр дошкольники опираются на свои симпатии, выделяют ценимые в сверстнике нравственные качества, игровые умения. Немаловажное значение имеет наличие у сверстника привлекательных игровых предметов.

Реальные отношения в сюжетно-ролевой игре имеют место и тогда, когда ребенок как бы временно выходит из роли и дает другому указания, касающиеся дальнейшего хода игры, соблюдения правил.

Второй вид отношений, возникающих в игре, составляют реальные отношения. Реальные отношения нередко противоречат игровым. Чем старше ребенок, тем чаще конфликт между ролевыми и реальными отношениями разрешается в пользу последних. Реальные отношения в игре не менее важны, чем ролевые. Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверстниками ставит малыша перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнера, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков.

Важно отметить, что иногда взрослому оправдано вмешаться в детское взаимодействие. Если вы заметили, что игра стала жестокой, злой и все герои – монстры и чудовища, нужно вмешаться. При этом не стоит сразу же бросаться к малышу и останавливать игру. Сначала подумайте о том, как вы объясняли ему, что такое добро и зло, что такое «хорошо», что такое «плохо». Маленькому ребенку трудно разобраться во всех этих понятиях, особенно если у него есть дурные примеры из мультфильмов. Понаблюдайте некоторое время, в какого «монстра» играет ваш ребенок, возможно, он не так уж и плох.

В подобной ситуации можно обратить внимание на то, какие мультфильмы любит ваш ребенок, и посмотреть их вместе с ним. В ходе просмотра вы сможете высказать несколько замечаний в связи с поведением героев, обсудить их, и малыш их обязательно запомнит. Если поймете, что ребенок специально продолжает устраивать игры с жестокими сюжетами, поговорите с ним, возможно, у него накопилась агрессия, которую необходимо выплеснуть. В этой ситуации открытый диалог может помочь, ребенок выговорится, агрессия пройдет. Дополнительно обсудите ситуацию с воспитателем.

 

Источники:

1.  Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/4/0387/index.shtml?from_page=31

2.  Сюжетно-ролевые игры для детей – почему они важны. Режим доступа: https://www.akusherstvo.ru/guide/syuzhetno-rolevye-igry-dlya-detej-pochemu-oni-vazhny/

%