Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Капризы ребенка: что делать?"

 

Фисенко Мария Дмитриевна,  
ассистент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

26.09.2024

 

Детские капризы – особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии окружающим, сопротивлении их советам и требованиям, в стремлении настоять на своем, иногда небезопасном или абсурдном требовании. Внешними проявлениями детских капризов чаще всего выступают плач и двигательное возбуждение, принимающие в тяжелых случаях форму "истерики".

Важно сразу определить одну важную вещь – ребенок не будет вести себя плохо просто так. За каждым «плохим» поступком стоит какая-то неудовлетворенная потребность.

Важно понимать, что как только потребность насыщается, перестает быть актуальной, ребенок с ней просто расстается. Когда мы наелись, то не выходим из-за стола с куском в руке. Если мы выспались, то не будем весь день искать возможность прилечь. Когда потребность полностью, глубоко удовлетворена, за нее нет необходимости держаться. Удовлетворенная потребность освобождает.

И наоборот: если в какой-то значимой потребности нас ограничивают, она становится сильнее. После строгой диеты мы готовы съесть содержимое холодильника. Если нас сильно испугало какое-то происшествие, мы можем долгое время быть излишне осторожны и склонны к перестраховке.

Таким образом, капризное, зависимое поведение у детей формируется по такому же принципу: если ребенок часто чувствует, что взрослому не до него, он не может полностью расслабиться, он все время должен быть начеку, проверять прочность связи. Родители устают, раздражаются, окружающие их уверяют, что ребенок «слишком избалован», они начинают проявлять строгость, «не идти на поводу» - и дело становится еще хуже, ведь он пугается еще больше и борется еще отчаянней. Образуется замкнутый круг, в котором все несчастны и недовольны.

Возьмем в пример новорожденного ребенка. Для его благополучного развития в первые месяцы жизни необходимы: постоянное присутствие матери, теплые объятия, молока сколько хочешь и когда угодно, внимание к его потребностям, которые он сам пока не может ни назвать, ни даже осознать. Тогда ребенок растет спокойно, и как только какая-то потребность насыщается, перестает быть актуальной, он с ней просто расстается. Настанет время – слезет с рук, и не удержишь. Вырастет большой – затребует отдельную комнату и будет в ней счастлив. И как раз дольше будет проситься на ручки тот ребенок, кого в этом ограничивали. Если, конечно, он не вовсе разочаровался в способности родителей отвечать на его потребности и не сдался.

Все потребности ребенка можно объединить в несколько групп. Детские психологи формулируют их по-разному, но суть остается та же. Итак, детям необходимо:

1.  хорошо себя чувствовать (не испытывать страданий, не бояться, не делать чего-то неприятного);

2.  быть любимым и точно знать, что тебя не бросят;

3.  находиться в безопасности;

4.  иметь возможность быть собой и быть принятым другими;

5.  быть успешным, получать признание, чувствовать себя умным, красивым, смелым, хорошим;

6.  знать правила игры и границы дозволенного;

7.  жить интересно, не скучать, реализовывать способности.

Потребность хорошо себя чувствовать. Может быть, ваш ребенок голоден, устал, хочет пить или спать, ему жарко или холодно, захотел в туалет, или ему вдруг стало больно. Тогда плач пройдет при устранении причины. Пока ребенок еще маленький, он не может понимать свои потребности и обозначает дискомфорт своим криком, как бы прося взрослых помочь ему. Подрастая, он учится понимать их, при условии, что вначале ему в этом помогут взрослые. Для этого с самого раннего возраста озвучиваем их.

Потребность в безопасности. Приглядитесь к своему чаду, оглядитесь по сторонам – не чувствует ли он угрозу своей безопасности. Например, малыша испугала громкая музыка. Или он обернулся в песочнице и не увидел вас на прежнем месте. Тогда его плач может успокоить всего-навсего ваше присутствие. Возьмите его на ручки или обнимите и подержите в объятиях до тех пор, пока он не успокоится.

Возможно, капризы вашего малыша связаны с вашими требованиями, не соответствующими возрастным особенностям. Конечно, многие из нас хотели бы иметь спокойного, удобного ребенка, который не причинял бы много хлопот, беспрекословно выполнял все наши указания и дарил бы только положительные эмоции. Но ребенок должен проходить разные этапы взросления, он должен ошибаться, баловаться, плакать, злиться, а наша задача – быть его проводниками во взрослый мир. Принимать все его эмоции и чувства, учить с ними обходиться, помогать развиваться физически и учить налаживать контакт с детьми и взрослыми.

Ну и, конечно, ребенок может устраивать капризы при отсутствии в его жизни правил и границ. Ну просто потому, что жить в таком мире ребенку небезопасно. Сюда относятся и разногласия в моментах воспитании взрослых; и непонимание – когда что-то то можно, то нельзя; и неопределенность границ режима и многое другое.

Если вы испытываете трудности в понимании каприз своего ребенка, то в этом вам может помочь детский психолог.

Более подробную информацию можно изучить в источниках:

https://4brain.ru/blog/kak-otuchit-rebenka-kapriznichat/

https://www.baby.ru/wiki/vospitanie-detej/kak-spravit-sa-s-kaprizami/

https://www.b17.ru/article/299874/

%