Забродина Татьяна Игорьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
25.09.2024
Дошкольный возраст – период стремительного развития детского организма и, в то же время, начало пути ребёнка к открытию своего внутреннего мира. Интересы малыша не имеют границ, каждое событие оставляет след в детской памяти, каждое новое занятие формирует мировоззрение, оказывает влияние на становление личности. Происходят изменения на физическом, интеллектуальном и тонком духовном уровне.
Психическое развитие ребёнка дошкольного возраста формируется на основе таких преобразований:
− интенсивное развитие творческого правого полушария,
− переход к сложному, инициативному восприятию, основанному
− на собственном опыте;
− стремительное развитие координации, моторики, речи;
− осознание своей индивидуальности;
− духовная близость с родителями, повышенная потребность в
− их любви, внимании;
− развитие практического мышления, творческих задатков;
− определение своих потребностей, желаний, целей;
− безграничный познавательный интерес.
К основным трудностям, возникающим в этом возрасте можно отнести:
1. Интеллектуальные проблемы – нарушение внимания, концентрации, трудности с восприятием, запоминанием информации.
2. Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр.).
3. Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность и т.п.).
4. Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость и т.д.).
5. Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.).
Проблемы могут предопределить ряд состояний дошкольника.
Тревожность. Постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся свойством личности – тревожностью. главной причиной возникновения тревожности у дошкольников считаются неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями особенно с матерью. При посещении ребенком детских учреждений тревожность провоцируется особенностями взаимодействия воспитателя с ребенком при превалировании авторитарного стиля общения и непоследовательности предъявляемых требований и оценок.
Депрессивное настроение. Депрессия – аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью представлений. В дошкольном возрасте депрессия характеризуется признаками страха, моторными расстройствами, блеклостью инициативы, тенденцией к изоляции, приступами немотивированного плача, агрессивностью, а также усилением типичных для данного возраста страхов (темноты, одиночества, боли, животных и пр.) и появлением повышенной тревожности.
Агрессивность. Агрессия понимается как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.). Как снисходительность, так и строгость родителей могут вызывать агрессию у ребенка: родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Если же родители вовсе не обращают внимание на агрессивные реакции своего ребенка, то одиночные вспышки гнева у ребенка могут перерасти в привычку действовать агрессивно.
Формирование неадекватной самооценки. Самооценка детей старшего дошкольного возраста складывается постепенно, при этом особенно важна благожелательная поддержка детской активности со стороны родителей, нарушение детско-родительских отношений приводит к формированию искаженного образа. Необходимой предпосылкой формирования высокой самооценки выступает ярко выраженная установка родителей на принятие своего ребенка. Дети с высокой самооценкой ставят перед собой высокие цели и чаще добиваются успеха, они независимы, самостоятельны, коммуникабельны, убеждены в успехе любого порученного им дела. Для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым и был способен лучше адаптироваться и решать трудности, ему необходимо иметь положительные представления о себе.
Для подготовки статьи использованы материалы с сайтов:
1. https://www.psychol-ok.ru/lib/poppsy/2009/0509.html
2. http://детсадспутник.рф/1/tipichnye_psikhologicheskie_problemy_detej-doshkol.pdf
|