Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Психологические проблемы детей-дошкольников"

 

Забродина Татьяна Игорьевна,   
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

25.09.2024

 

 Дошкольный возраст – период стремительного развития детского организма и, в то же время, начало пути ребёнка к открытию своего внутреннего мира. Интересы малыша не имеют границ, каждое событие оставляет след в детской памяти, каждое новое занятие формирует мировоззрение, оказывает влияние на становление личности. Происходят изменения на физическом, интеллектуальном и тонком духовном уровне.

Психическое развитие ребёнка дошкольного возраста формируется на основе таких преобразований:

−   интенсивное развитие творческого правого полушария,

−   переход к сложному, инициативному восприятию, основанному

−   на собственном опыте;

−   стремительное развитие координации, моторики, речи;

−   осознание своей индивидуальности;

−   духовная близость с родителями, повышенная потребность в

−   их любви, внимании;

−   развитие практического мышления, творческих задатков;

−   определение своих потребностей, желаний, целей;

−   безграничный познавательный интерес.

К основным трудностям, возникающим в этом возрасте можно отнести:

1. Интеллектуальные проблемы – нарушение внимания, концентрации, трудности с восприятием, запоминанием информации.

2. Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр.).

3. Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность и т.п.).

4. Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость и т.д.).

5. Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.).

Проблемы могут предопределить ряд состояний дошкольника.

Тревожность. Постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся свойством личности – тревожностью. главной причиной возникновения тревожности у дошкольников считаются неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями особенно с матерью. При посещении ребенком детских учреждений тревожность провоцируется особенностями взаимодействия воспитателя с ребенком при превалировании авторитарного стиля общения и непоследовательности предъявляемых требований и оценок.

Депрессивное настроение. Депрессия – аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью представлений. В дошкольном возрасте депрессия характеризуется признаками страха, моторными расстройствами, блеклостью инициативы, тенденцией к изоляции, приступами немотивированного плача, агрессивностью, а также усилением типичных для данного возраста страхов (темноты, одиночества, боли, животных и пр.) и появлением повышенной тревожности.

Агрессивность. Агрессия понимается как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.). Как снисходительность, так и строгость родителей могут вызывать агрессию у ребенка: родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Если же родители вовсе не обращают внимание на агрессивные реакции своего ребенка, то одиночные вспышки гнева у ребенка могут перерасти в привычку действовать агрессивно.

Формирование неадекватной самооценки. Самооценка детей старшего дошкольного возраста складывается постепенно, при этом особенно важна благожелательная поддержка детской активности со стороны родителей, нарушение детско-родительских отношений приводит к формированию искаженного образа. Необходимой предпосылкой формирования высокой самооценки выступает ярко выраженная установка родителей на принятие своего ребенка. Дети с высокой самооценкой ставят перед собой высокие цели и чаще добиваются успеха, они независимы, самостоятельны, коммуникабельны, убеждены в успехе любого порученного им дела. Для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым и был способен лучше адаптироваться и решать трудности, ему необходимо иметь положительные представления о себе.

 

Для подготовки статьи использованы материалы с сайтов:

1.  https://www.psychol-ok.ru/lib/poppsy/2009/0509.html

2. http://детсадспутник.рф/1/tipichnye_psikhologicheskie_problemy_detej-doshkol.pdf

%