Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Про смартфоны и котят"

 

Терелянская Ирина Васильевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

24.09.2024

 

«Плюшевый мишка скучает в корзинке.

Мячик не скачет, пылятся машинки,

Спит под диваном игрушечный слон –

Толе недавно купили смартфон.

Папы и мамы, родные, поймите,

Гаджеты детям дарить не спешите.

Для воспитания это не средство,

Нужно детишкам нормальное детство.

 

Лучше пускай во дворе погуляют,

Ходят по лужам и в прятки играют,

Чтобы здоровыми стать им людьми,

Дети должны оставаться детьми».

 

    В чем же опасность увлечения наших детей смартфонами, ведь они открывают ребенку огромный мир? Электронные гаджеты помогают узнать что-то новое, увидеть другие страны, научиться делать что-то своими руками, развивают мелкую моторику, внимание и т.д. и т.п. Ребенок сосредоточен, ни кому не мешает, сидит себе тихонько в уголочке и смотрит в экран. Чем это плохо?

    Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно вспомнить, что после  рождения мозг младенца не только внешне выглядит как мозг взрослого человека, но даже имеет значительно большее количество нервных клеток - нейронов. Тем не менее, головной мозг новорожденного в среднем весит 350-380 грамм, а у взрослого этот орган в 4-5 раз тяжелее. Изменение объема и массы мозга происходит не за счет роста количества нейронов, а благодаря увеличению нейронных связей (синапсов). Без этих связей нервные клетки отмирают, поэтому у взрослого их значительно меньше, чем у младенца. В первые годы жизни в мозгу человека каждую секунду создается около 700 нейронных связей. Боле 60 миллионов в сутки!

    Именно от числа синапсов зависит уровень физического и умственного развития: чем их больше, тем талантливей и развитей малыш. Создаются же нейронные связи тогда, когда человек узнает что-то новое – вкусы, запахи, звуки, объекты, движения и многое другое. Годовалый  ребенок имеет мозг равный 60%, а первоклассник до 95%. от объема мозга взрослого человека!

    Но чтобы у детей нейронный связи формировались в нужном количестве, необходимо «научить» их головной мозг получать и упорядочивать миллионы сигналов, поступающих от разных органов чувств, а затем объединять ее в единую систему. Этот процесс называется сенсорной интеграцией. Например, когда мы гуляем, то видим окружающую природу, дома и людей, ощущаем солнечное тепло и ветерок, чувствуем запах цветов, слышим звуки улицы, разговариваем с друзьями и т.д.  Вся эта информация поступает в мозг от разных органов чувств (сенсорных систем). Множество сигналов извне наш мозг складывает  в одну общую картину, отсекая ненужные и концентрируясь на главном (как не столкнуться с пешеходами). Это и есть сенсорная интеграция, которая протекает без участия нашего сознания, но представляет собой сложнейшую работу нервной системы. Если вы не будете загружать ребенка разнообразными впечатлениями, то сенсорная интеграция не произойдет.

    Примером может служить эксперимент ученых из Массачусетского технологического института Ричарда Хелда и Алана Хейна. Они закрепили новорожденных котят в корзинки, которые прикрепили к карусели. У одного котенка корзинка была с отверстиями, позволяющими животному ходить и вращать карусель. Второй же котенок мог только смотреть по сторонам. Оба животных видели одно и то же, но первый мог управлять своими движениями, а другой - только пассивно наблюдать за происходящим.

    Когда подросших котят выпустили, то оказалось, что пассивные животные, не смотря на хорошо сформированное зрение, не могли пользоваться им для управления своими движениями. Они не знали, как можно покинуть опасное место, а при угрозе просто закрывали глаза. У активных котят таких реакций не наблюдалось. Этот опыт показывает, что только просмотр картинок и видео, не позволят ребенку эффективно адаптироваться в окружающей среде.

    Кстати, когда пассивно сидящих котят выпустили из корзинки, через некоторое время они смогли восстановить неразвитые функции. Но это с малышом может не сработать.

    Для становления сенсорной интеграции существуют периоды (сензитивные) наивысших возможностей развития определенного навыка. Если в этот период ребенок не получит необходимого опыта из внешней среды, то этот навык или не разовьется совсем, или будет заметно хуже нормы.  

    В 1970 году психологи из Кембриджского университета К. Блейкмор и Дж. Ф. Купер провели эксперимент с новорожденными котятами. Исследователи держали их все время в темноте, и только на несколько часов в день выпускали котят в помещение с вертикальными полосами. Повзрослев, подопытные кошки были не способны запрыгнуть на горизонтальную поверхность, т.к. «не видели» ее. Эти животные прекрасно ориентировались в вертикальных объектах – деревьях, столбах и т.п., но горизонтальные – игнорировали и постоянно натыкались на лежащие объекты. Нейроны, которые должны были «отвечать» за восприятие горизонтальных линий, у данных кошек не развились и отмерли. Именно по этому, если мы не усеем развить какой-либо навык у ребенка вовремя, другой возможности сделать это у нас не будет!

    Российские педагоги Н. Ф. Виноградова, М. И. Кузнецова, О. А. Рыдзе бьют тревогу, что живое общение с людьми и животными,  прогулки по городу и на природе, умение делать что-то полезное руками, заменяется у современных детей получением текстовой информации или видеорядом с экрана компьютера. Малышей, целыми днями «тыкающих» в экран смартфона, можно назвать ментально покалеченными. Они, прекрасно владеющие гаджетами, не могут сами находить информацию в окружающем мире, т.к. получают ее уже в обработанном, «выжатом» виде. В этом случае их нейронные связи рушатся, а новые не образовываются. Мозг «усыхает», в то время, когда должен развиваться.

 

Материал подготовлен на основе данных следующих источников:

 

- Иглмен, Д.  Мозг: Ваша личная история / Д. Иглмен. – М.: ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2017. - 264 с.

- Работа с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности при изучении учебных предметов : методическое пособие для учителя начальной школы / Н. Ф. Виноградова, М. И. Кузнецова, О. А. Рыдзе / под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. - 170 с.

- Сергеева, О. Дети и гаджеты / О. Сергеева // Стихи.ру : [сайт]. –2022. - URL: https://stihi.ru/2022/02/03/6358 (дата обращения: 23.09.2024).

%