Сагайдак Варвара Александровна,
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
06.07.2024
Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности сюжетно-ролевая игра.
В раннем детстве ребенок осваивает действия с предметами ближайшего окружения. Возрастающее стремление к самостоятельности и потребность поступать как взрослый приводит к тому, что малыш стремится подражать взрослым во всем. Ему уже недостаточно совершать только бытовые действия. Он хочет водить машину, лечить людей, продавать продукты, но сделать это в реальной жизни невозможно. Создавшееся противоречие между желаемым и возможным приводит к возникновению сюжетно-ролевой игры, где ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его функции понарошку. Малыш, моделируя деятельность взрослых в игре, расширяет сферу, в которой он может действовать.
Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.
Центральным компонентом структуры сюжетно-ролевой игры выступает роль - соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях.
Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета малыш «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка выполняет роль мамы, а завтра - дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как необходимо, чтобы дочка была послушной. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, т.е. формируется сознательное подчинение им.
Приведем пример из наблюдения за сюжетно-ролевой игрой дошкольников в «семью»:
Света: Я буду дочкой.
Ира: Я буду мамой.
Данил (услышал девочек, подошел к ним): А я буду папой.
Наташа, Галя: А мы к вам придем в гости.
Ира: Хорошо, приходите к нам в гости, а мы вас встретим.
Наташа и Галя (выходят из кукольного уголка и стучат в «дверь»): Тук-тук-тук.
Данил (подходит к «двери»): Здравствуйте, проходите, пожалуйста.
Сюжетно-ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность (галстук, фонендоскоп), то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит. Приведем пример наблюдения за сюжетно-ролевой игрой детей в «больницу».
Настя: Заходите, заходите. На что жалуетесь?
Сабина: У меня живот болит.
Настя: Давайте посмотрим (щупает живот). Давайте я вас послушаю. Дышите, не дышите. А теперь нужно померить температуру (подает градусник).
Ребенок создает образ того, что поражает его впечатлительную натуру, — от необычного животного до мощной техники. Трехлетний малыш баюкает куклу, возит грузовик с плюшевыми зверями, поит воображаемых гостей чаем. Это первые образно-ролевые игры, отражающие яркие эмоциональные переживания раннего детства.
Именно ролевые игры позволяют ребенку лучше осознавать свои желания, действия и устремления других людей. При этом взрослым важно найти разумный компромисс между желанием помочь ребенку и требованием проявлять больше самостоятельности. Другими словами, дошкольника следует учить играть, совместно с ним «творить, выдумывать, пробовать»
Источники:
1. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/4/0387/index.shtml?from_page=31
2. Ролевая игра — ведущая деятельность в возрасте от 3 до 5 лет. Режим доступа: https://www.b17.ru/article/367057/
|