Хрипунова Светлана Владимировна,
кандидат философских наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
05.07.2024
Умение проводить презентации становится важным фактором карьерного успеха.
По роду работы многим менеджерам часто приходится подготавливать и проводить устные выступления: торговые презентации, просьбы на получение грантов и дота¬ций и т.п. Согласно результатам исследования, организованного компанией АТ&Т и Стэнфордским университетом, умение проводить эффективные презентации – ос¬новной предиктор карьерного успеха и продвижения по службе. Учитывая значение данного умения для эффективных взаимоотношений с окружающими, личного удовлетворения и карьеры, возникает вопрос: "Как научиться проводить эффективные устные презентации?".
Успех публичных выступлений определяется в первую очередь временем, затра¬ченным на подготовку. Слушателей утомляют затянутые, слишком детализирован¬ные, запутанные, неопределенные, скучные и сбивчивые выступления. Итак, первый шаг – это определение цели вашей презентации и результатов, которых вы планируете достичь. Затем вам следует так сформулировать свое послание, чтобы его содержание соответствовало потребностям вашей аудитории. И наконец, вам следует удостоверить¬ся, что слушатели последуют вашим предложениям и рекомендациям. В блоке 11.2 представлены некоторые советы по проведению формальных презентаций.
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА
• Определите цель. Какого результата вы желаете достичь? Почему вы собираетесь провести эту презентацию: чтобы убедить аудиторию, предоставить разъяснения, проинструктировать или отчитаться перед слушателями? Чего вы хотите добиться от своей аудитории, каких выводов или действий?
• Проанализируйте особенности аудитории. В подготовке к презентации учитывайте особенности слушателей. Определите (путем опроса будущих участников презентации или тех, кто их хорошо знает) их потребности, источники беспокойства, а также предпочитаемый формат презентации.
• Составьте план презентации. Во-первых, сформулируйте главную идею. Во-вторых, составьте план своего выступления, состоящий из трех частей: вступительная, основная и завершающая. В-третьих, продумайте средства визуальной поддержки презентации. Далее приведены более подробные указания.
а) Вступительная часть.
• Наладьте связь с аудиторией. Привлеките внимание своих слушателей каким-либо интересным фактом, необычным примером, уместной цитатой или шуткой, статистическими сведениями или любым другим важным сообщением, которое заставит их ловить каждое ваше слово.
• Войдите в доверие к слушателям, сообщив им информацию (факты вашей биографии или опыт работы), утверждающую вас в роли эксперта по теме презентации.
• Представьте аудитории повестку дня, держа в уме всем известный призыв: "Сначала расскажите им, о чем собираетесь говорить, потом расскажите об этом и наконец повторите, что вы только что сказали".
• Поделитесь своими ожиданиями от презентации. Расскажите слушателям, каких ожидаете от них решений, обязательств или действий.
б) Основная часть. Из-за небольшого объема внимания у большинства слушате¬лей формулируйте основные послания в максимально короткой и интересной форме. Приведем несколько советов.
• Ведите живое повествование, разбавленное шутками и жизненными примерами. Время от времени взбадривайте слушателей, предлагая им проголосовать поднятием рук или высказать свои мнения.
• Используйте повторы, чтобы закрепить информацию и убедиться, что аудитория ее запомнит. Вы можете повторить изложенное вербально, использовать средства визуальной поддержки или предложить участникам просмотреть тезисы и задать вопросы.
• Иллюстрируйте свои высказывания жизненными примерами и аналогиями, чтобы в сознании участников новая, предоставленная вами информация ассоциировалась с тем, что им уже известно.
• Избегайте монотонности. Варьируйте высоту, тон и громкость голоса. Интонация – мощный инструмент привлечения внимания аудитории.
• Побуждайте слушателей к активному участию в презентации. Включите в презентацию мозговые штурмы, ответы на вопросы слушателей, обмен мнениями и любые другие методы вовлечения участников в происходящее.
в) Заключительная часть. Резюмируйте изложенную информацию, повторив основные идеи выступления.
• Проведите тренировку и визуализируйте свой успех. Повторите презентацию, как минимум, четыре-пять раз, чтобы убедиться, что вы верно рассчитали время и подготовили именно такое выступление, как планировали. Затем нарисуйте мысленную картину удачного выступления. Это добавит вам уверенности в своих силах и раскованности во время проведения настоящей презентации.
ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
• Показывайте свою увлеченность. Интерес к теме презентации может оказаться заразительным. Ведите себя так, словно вы обсуждаете актуальный для вас вопрос в кругу друзей. Но не повышайте голос и не говорите тоном проповедника.
• Поддерживайте зрительный контакт с аудиторией. Этим вы способствуете вовлечению слушателей в тему презентации, создаете у каждого их них ощущение, что обращаетесь к нему лично, а также свидетельствуете о своей искренности. Желательно смотреть в глаза каждому из участников по очереди, в случайном порядке.
• Используйте проксемику. Улучшите качество своей презентации, задействовав физическое пространство. Не прячьтесь за подиумом, устраните все отвлекающие предметы. Подчеркивайте ключевые моменты своего выступления с помощью жестов.
• Никогда не извиняйтесь. Никогда ни за что не извиняйтесь! В момент, когда это происходит, ваше влияние на аудиторию резко снижается.
ПОСЛЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
• Оцените проделанную работу. Немедленно после окончания презентации подведите итоги. Определите (возможно, с помощью обратной связи), в чем вы добились успеха, а где допустили недоработку. Этим вы улучшите качество проведения следующей презентации перед другой аудиторией и сделаете важные выводы, которые пригодятся вам во время подготовки к будущим выступлениям.
• Продолжите работу. Если в процессе презентации вы пообещали участникам предоставить им какие-либо печатные или иные материалы, выполните свое обязательство. Также можете отправить им напоминания о достигнутых соглашениях и договоренностях.
Что такое понятность речи?
Признаки ясной, понятной информации: простота, краткость, четкость.
Стимулирующая информация и систематическая информация.
Непонятная информация: скучная, расплывчатая, необозримая, сложная.
4 фактора, обеспечивающие понятность информации:
- простота
Проиллюстрировать обстоятельства дела на примерах
Наглядность
Использование понятных слов
Объяснение специальных слов
- систематичность
Излагать информацию в нужном порядке
Строить отдельные высказывания на логической связи друг с другом
Структурирующее объяснение
Выделение ключевых слов
- краткость \ ясность
Не перепрыгивать от темы к теме
Оставаться в рамках темы
Избегать многословных объяснений
- стимулирование
используйте речь в качестве стимула
Используйте примеры
Литература
Богданович В.Н. Истории и метафоры ведущему тренинга. – СПб.: Изд-во «Речь», 2016.
|