|
Фисенко Мария Дмитриевна,
ассистент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
27.04.2024
Конфликты в среде детей-дошкольников — довольно частое явление, так как процесс возбуждения у детей преобладает над процессом торможения. И именно в этом возрасте ребёнку нужен мудрый учитель, способный преподнести уроки правильного поведения в любой ситуации, показать пути разрешения конфликтов, сформировать умение избегать их. Неправильное поведение воспитателя может привести к потере у ребёнка веры в свои силы, справедливость, подавить личность дошкольника, сформировать неверные представления о нравственности и морали. Кроме всего прочего, конфликт является действенным педагогическим инструментом, способствующим выявлению особенностей личности каждого ребёнка, последующей коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольника. Таким образом, роль воспитателя заключается в умении научить детей лучше понимать друг друга, проявлять внимание и уважение к окружающим.
Конфликты у дошкольников, конечно, имеют свои отличительные особенности, нежели конфликты детей школьного возраста или взрослых. Процесс социализации является основным параметром, определяющим особенности конфликтов у детей дошкольного возраста. В ходе разрешения конфликта дошкольник понимает, как можно и как нельзя поступать по отношению к своим сверстникам, взрослым. Кроме этого, характер конфликтов у детей определяются особенностью их деятельности в дошкольном учреждении. Причиной большинства конфликтов у дошкольников является повышенная раздражительность и неспособность выдерживать большие психологические нагрузки; таким образом, это своего рода реакция на источник раздражения. Обычно конфликты в таком возрасте носят скоротечный характер, и в большинстве случаев сложно правильно определить, кто истинный виновник ссоры. Чаще всего конфликты у детей возникают: кто-то кого-то дразнит; кто-то кого-то нечаянно толкнул или задевает; кто-то к кому-то пристает; кто-то кому-то сознательно причиняет боль; кто-то без спросу берет чужие вещи; кто-то кого-то «достает». Реакция на подобные действия приобретает агрессивный характер и проявляется на физическом или вербальном уровне.
Позитивное сообщение, способное изменить поведение ребенка, должно включать такие компоненты: описание произведенного им действия; описание возможного или (неизбежного) результата этого действия; предложение альтернативного варианта поведения. Очень важно, чтобы в структуру подобного сообщения входили все три составляющих. Не стоит ограничиваться одним объяснением о запрещении какого-либо действия, а предложить детям правильный вариант поведения в данной ситуации. Ниже приведена примерная схема позитивного сообщения, которая поможет ребёнку изменить модель поведения, приводящую к конфликтам:
1) Когда ты ведёшь себя подобным образом, то может случиться ….
2) Может случиться так, что ты окажешься в этой ситуации. Как бы повёл себя ты?
3) Как ещё можно было бы поступить?
4) Как в такой ситуации поступают взрослые, например, твои родители? Что, если бы они вели себя так?
В качестве приоритетных методов, приемов, форм обучения дошкольников действенным способам разрешения конфликтных ситуаций используются:
– сюжетно-ролевые игры с обязательным наличием проблемной ситуации. Например, «Куклы поссорились», «Почему Мишутка обиделся?», «Маша — жадина», «Как Оля и Соня научились дружно играть» и т. д.;
– тренинги, направленные на формирование социальных поведенческих норм, в частности при разрешении конфликтных ситуаций. При проведении данных тренингов необходимо давать детям конкретные примеры избежания конфликтов и примирения, если таковые случились. Например, можно использовать такие пособия: «Мирилка», «Коврик мира», «Коробка дружбы» и т. п. В старших группах очень важно показать, что жизнерадостные, добрые, неконфликтные люди гораздо успешнее в жизни, чем те, которые часто ругаются, обижаются и не умеют найти общий язык с окружающими;
– инсценирование конфликтных ситуаций и обсуждение способов выхода из них;
– психогимнастика; – чтение и обсуждение поступков героев художественных произведений, кинофильмов, мультипликационных фильмов с последующим моделированием различных вариантов поведения;
– беседы на основе реальных событий;
Работу по формированию у детей социально-коммуникативных навыков следует строить в тесном контакте с родителями. Можно использовать традиционные формы работы: родительские собрания, консультации, проблемные папки, буклеты, памятки. Из современных методов предлагаются: педагогическая мастерская, круглый стол (обмен опытом), семинар-практикум, вечер вопросов и ответов. Рассказать о своей проблеме умеет и готов не каждый дошкольник.
Установив с детьми доверительные отношения, воспитатель призван помочь им осознать свои ошибки, неправильное поведение, показать, что действительно важно, каковы настоящие ценности в жизни, верно расставить приоритеты. Кроме этого, помочь им стать терпимыми, внимательными, счастливыми и не чувствовать себя одинокими в мире людей.
Более подробную информацию можно изучить в источниках:
https://www.art-talant.org/publikacii/87609-statyya-predupreghdenie-i-sposoby-razresheniya-konfliktov-u-doshkolynikov
https://moluch.ru/archive/205/50162/
https://www.defectologiya.pro/zhurnal/detskie_konfliktyi_i_sposobyi_ix_preodoleniya/
|