Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Как прекрасен этот мир…"

 

Забродина Татьяна Игорьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

26.04.2024

 

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности ребенка, способной видеть, чувствовать, оценивать прекрасное.

Развитие и воспитание дошкольника должно быть направлено на формирование целого рядя особенностей:

-   комплексной эстетической культуры;

-   способности замечать различные проявления красоты в окружающем мире;

-   потребности в ощущении, созерцании и оценке эстетических проявлений;

-   художественного вкуса, проявляющегося в умении сопоставлять и соотносить явления и предметы окружающей среды с принятыми эстетическими идеалами.

Перед родителями и воспитателями ставятся следующие задачи художественно-эстетического воспитания:

1.  Развитие восприятия, мышления, воображения.

2.  Знакомство с произведениями мирового художественного искусства.

3.  Формирование практических навыков и умений в разных видах художественно-эстетической и морально-нравственной деятельности.

4.   Развитие интереса к творческой деятельности в процессе создания художественных образов доступными детям средствами и инструментами.

Для дошкольников характерно эмоциональное восприятие мира природы, словесных образов. Через прослушивание музыкальных произведений, песен, сказок и стихов взрослые формируют интерес к литературе и музыке. Можно назвать следующие виды деятельности, способствующие художественно-эстетическому развитию:

-       изобразительная;

-       музыкальная;

-       художественно-речевая;

-       театральная.

Какие методы в этом возрасте наиболее эффективны?

Метод побуждения к сопереживанию. Заключается в эмоциональной оценке прекрасного и в осуждении безобразного в окружающем мире. При чтении и прослушивании произведений важно не только точное воспроизведение текста, музыкального рисунка, но и эмоциональное исполнение для создания особенной атмосферы. Также применяется наблюдение за объектами природы, визуальное изучение картин и иллюстраций. Изображенные на картинах сюжеты должны быть доступными пониманию детей. Это — труд людей, события в семье, детском саду, пейзажи, натюрморты, жизнь птиц и животных, сказочный мир. Погружаясь в создаваемые образы, дети сопереживают героям, оценивают их поступки, описывают возникшие чувства и эмоции.

Метод убеждения. Разумеется, мало окружить детей красивыми вещами, надо научить их видеть красоту, беречь ее, ценить. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться сложные нравственные чувства – любви к Родине, чувство радости, чувство огорчения, симпатии, заботы, сочувствия, уважения. В игровой форме можно знакомить детей с различными бытовыми ситуациями в семье, историями взаимоотношений детей и взрослых, истории развития города. страны, Земли.   

Метод приучения - это упражнение в практических действиях. Предполагается, что взрослый демонстрирует действие, а ребенок копирует его с целью приобрести данный навык. С первых лет жизни детей надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения. Необходимо обращать внимание ребенка на красоту и своеобразие улиц, зданий, памятников, рассказывая о некоторых архитектурных особенностях построек и ансамблей, акцентируя внимание на своеобразие отдельных форм и линий, на целесообразность архитектуры, на то, как она вписывается в природный пейзаж.

 Метод поисковых ситуаций побуждает детей к творчеству, которое дарит положительные эмоции, снимает стресс, позволяет поделиться с окружающими своими мыслями и просто выразить то, что на душе. Одна из форм детской деятельности, способствующих эстетическому воспитанию − театрализованные игры и игры-драматизации. Взрослый предлагает придумать рассказ, нарисовать иллюстрацию, выразить через творчество свое состояние в лепке, рисовании необычными инструментами и материалами, музыке, танце, сочинении стихов, сказок.

Описанные методы и приемы позволяют реализовать основную цель художественно-эстетического воспитания дошкольников развитие первоосновы духовной культуры личности.

 

Для подготовки статьи использованы материалы с сайтов:

1.  https://ds100.centerstart.ru/node/568

2.  https://maryjanekids.ru/info/khudozhestvenno-esteticheskoe-vospitanie-i-razvitie-doshkolnikov/

%