Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Как сделать малыша счастливей"

 

Терелянская Ирина Васильевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

25.04.2024

 

  «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» - эту базовую основу взаимоотношений с детьми на протяжении десятки веков давала Библия своим последователям (Ветхий завет. Книга Притчей Соломоновых 13:25).

«Детей должно быть видно, но не слышно», - наставлял родителей в XV веке священник-августинец Джон Мирк.

Именно так, без сантиметов воспитывали родители своих отпрысков. Времена были суровые, главное было выжить, поэтому с малолетними не церемонились – нагружали работой, не всегда посильной, и никакой ласки, дабы не «испортить» дитя. Результаты были плачевные. Высокая детская смертность наблюдалась во всех слоях общества, но особенно страшно было читать отчеты из приютов. Американский педиатр Генри Чепин в 1915 году сообщал, что в 9 из 10 исследуемых им сиротских домах, рубеж двухлетнего возраста не пересек НИ ОДИН ребенок! 100% вероятность не дожить до двух лет!

В обществе того времени было распространено мнение о том, что младенцу мать необходима, только с «материальной» точки зрения – покормить, заменить мокрые пеленки, искупать. Поэтому смертность грудничков в детских учреждениях объяснялась плохим питанием, нерасторопностью ухаживающего персонала и скученностью питомцев. Но вот, что интересно, дети чаще выживали в бедных домах младенцев, в которых не было отдельных помещений для каждого сироты, зато нянечки могли позволить себе поиграть и погладить малыша. Все это строго-настрого было запрещено медперсоналу в богатых приютах, так как считалось, что физический контакт приводит к избалованности воспитанников.

Детские врачи Мейнхард Пфаундлер и Артур Шлоссман в начале ХХ века пришли к выводу, что ребенку нужен не только хороший уход, но материнская забота, ласка и общение. Выяснить, так ли это, решил американский психолог Гарри Харлоу. Для своих экспериментов он брал только что рожденных макак-рзусов.

Для первого этапа Харлоу создал две фигуры взрослых обезьян. Одна из них состояла из жесткого проволочного каркаса с бутылочкой молока, вторая – была обтянута махровой тканью, вторая – из дерева, обтянутого махровым полотенцем с лампочкой, воссоздающей температуру тела животного, но без молока. Маленькие макаки подходили к первой «маме» только чтобы поесть, все остальное время они прижимались к теплой и пушистой второй фигуре. Т.е., помимо питания, детям  нужны еще тепло и уют.

На втором этапе обеих суррогатных «мам» снабдили бутылочками с молоком и поместили в клетки с четырьмя детенышами в каждой. Все маленькие макаки питались одинаково, но живущие с проволочным манекеном хуже набирали вес, страдали диареей, не играли, а только методично раскачивались взад-вперед. Вывод: отсутствие тактильного контакта приводит к неврозам.

На третьем этапе малышей стали пугать огромной черной плюшевой игрушкой, которая рычало и двигалось к ним. Испуганные детеныши из первой клетки даже не пытались искать помощи у холодной проволочной «мамы». Они замирали и тряслись от страха в ожидании своей участи. Макаки же из второй клетки стремглав бежали к своим пушистым, теплым «родительницам», прятались за них, а некоторые даже проявляли агрессию, как будто считали, что суррогатная «мама» их защитит. Т.е. наличие рядом того, к кому приятно прикасаться снижает уровень страха.

Самым неприятным оказался четвертый этап. Для него было создано 4 махровых фигуры, которые, несмотря на свою мягкость, были злыми, т.е. могли создать ситуации насилия. Одна из них вдруг начинала трястись и стучать зубами, вторая – сдувать с себя малышей, третья – колоть их иголками, а четвертая отодвигать их от себя. После такого неадекватного поведения своих «мам» бедные макаки опять возвращались к своим мучителям с извиняющим писком. Контакт даже с агрессивными «мамами» для малыша важнее, чем его полное отсутствие.

Человеческому ребенку, так же как и детенышу макаки-резуса, необходим не только уход, но и тактильный контакт. Если малыш лишается тепла и ласки, то его развитие замедляется, психическое состояние ухудшается, иммунитет падает, что может привести к заболеваниям и даже смерти. Данный феномен был назван психоаналитиком Рене Шпицем «госпитализм» или «материнская депривация» (лат. deprivatio — потеря, лишение).

Для преодоления этого явления американский психолог Вирджиния Сатир советует обнимать и своих детей (и близких) не реже 8 раз в день. Во время этого действия у людей вырабатываются гормоны окситоцин и эндорфин. Первый снижает тревогу, а второй создает ощущение эйфории. А вот гормон стресса – кортизол – при прикосновениях разрушается, поэтому малыш от объятий успокаивается. Чаще осуществляйте телесный контакт со своим сыном или дочкой, ласкайте, гладьте, трепите вихры,  баюкайте, все это делает его счастливей!

 

Литература:

- Сапольски, Р. Кто мы такие? Гены, наше тело, общество / Р. Сапольски. – М. : Альпина Нон-фикшен. – 2022. – 288 с.

- Шпиц, Р.А., Коблинер В. Г. Первый год жизни. Психоаналитическое исследование нормального и отклоняющегося развития объектных отношений. - М.: Академический проект, 2006. – 352 с.

- Хок, Р.Р. 40 исследований, которые потрясли психологию  / Р.Р. Хок. – СПб.: Прайм-Еврознак. – 2003. – 117 с.

%