Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте: изменение мотивов труда"

 

Сагайдак Варвара Александровна,
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

30.03.2024

 

Специфика труда дошкольника состоит в том, что он тесно связан с игрой. У этих видов деятельности общий источник – потребность принимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности.

В труде и в игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В игре малыш действует в воображаемом плане, она не имеет конкретного результата. В труде действия и ситуация их выполнения реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.

Чем младше дети, тем быстрее их труд превращается в игру. Особенно часто замена трудовой цели на игровую бывает в раннем и младшем дошкольном возрасте. Это происходит, если поручение, данное ребенку, непосильно для него и он не понимает, что от него требуют, или не знает, как нужно выполнять задание, а взрослый не контролирует его деятельность.

Преемственность между трудом и игрой дошкольника состоит в том, что в этих видах деятельности ребенок получает, обобщает и систематизирует представление о труде взрослых. С трудом, как и с игрой, связан первый эмоциональный этап профессионального самоопределения. Знакомство с трудом взрослых, выполнение трудовых обязанностей формирует представление о профессиях, ведет к тому, что складываются первые профессиональные предпочтения, намечаются профессиональные интересы.

Дети в возрасте 5-6 лет могут называть от 4 до 15 профессий. Здесь уже проявляются половые различия: мальчики часто знают больше наименований профессий, связанных с вождением различных видов транспорта, строительством, военные специальности, в то время как девочки больше знают о профессиях учителя, врача, медсестры, индустрии красоты.

Трудовая деятельность дошкольника развивается в нескольких направлениях. Например, меняются и усложняются мотивы тех или иных действий. В 3-4 года мотив труда кроется в интересе ребенка к самому процессу или его оборудованию. Нередко в труд переносятся игровые мотивы: когда ребенок моет посуду, он выполняет роль мамы.

На протяжении всего дошкольного возраста действенным остается мотив поощрения и порицания. Если малыш объясняет смысл труда так: «Чтобы мама не ругала», «Чтобы мама похвалила», «Когда потружусь, мне всегда что-нибудь вкусненькое дают», значит, взрослый занял неадекватную позицию в трудовом воспитании. Об ошибках в трудовом воспитании говорят и мотивы, связанные с выполнением требований взрослого: «Тружусь, потому что мама сказала». Важно знать, что указанные две группы мотивов быстро приобретают устойчивый характер. Ссылка на них свидетельствует о том, что ребенок не понимает смысла труда, а в конечном счете у него не формируется потребность трудиться.

Общественные мотивы труда («Помогаю маме») появляются достаточно рано. Сначала малыш их не осознает, хотя и руководствуется ими. В старшем дошкольном возрасте такие мотивы становятся осознаваемыми, ребенок видит смысл труда в оказании помощи другим людям («Трудиться надо, чтобы помогать маме, взрослым, маленьким. И вообще маме надо помогать»). Ребенок переходит от того, что интересно самому, к тому, что нужно другим. Для формирования общественных мотивов важно, чтобы ребенок понимал смысл труда взрослых.

Мотивы осознанного отношения к своим обязанностям актуальны для детей старшего дошкольного возраста. В это время ребенок уже способен к пониманию значимости своего труда и необходимости регулярного выполнения определенных задач.

Таким образом, развитие трудовой деятельности дошкольника требует обязательной мотивации. Сели у ребенка адекватных мотивов, то и желание выполнять различные трудовые операции будет отсутствовать, что отрицательно скажется на развитии трудовых навыков и качеств. Именно в дошкольном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для становления общественных мотивов в трудовой деятельности.

 

Источники:

1.  Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/4/0387/index.shtml?from_page=31

2.  Становление и развитие трудовой деятельности детей. Режим доступа: https://spravochnick.ru/pedagogika/stanovlenie_i_razvitie_trudovoy_deyatelnosti_detey/#motivy-pobuzhdayuschie-rebenka-k-trudovoy-deyatelnosti

%