Сагайдак Варвара Александровна,
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
29.03.2024
Первоначальные предпосылки развития трудовой деятельности и трудового воспитания детей закладываются в раннем детстве. В период от года до трех лет проявляется стремление ребенка жить общей жизнью со взрослым, действовать, как большой. Малыш видит действия, совершаемые взрослым, который ежедневно трудится на глазах у ребенка. А результат его труда ребенок ощущает на самом себе: мама сварила обед – хорошо вкусно поесть; постирала белье – приятно надеть чистую одежду.
Ребенка привлекают дела взрослых, поэтому он настойчиво требует, чтобы ему позволили мыть посуду, стирать носочки. При этом смысл трудовых действий, их назначение еще не всегда понятны ребенку, а эмоциональное желание действовать вместе со взрослым выражено гораздо сильнее, чем объективная полезность результата. Качество труда малыша зачастую остается низким. Главное состоит в том, что ребенок хочет выполнять трудовые действия, они для него интересны и привлекательны. Поэтому именно в раннем детстве начинают закладываться основы трудолюбия и уважения к любому труду взрослых.
Первые трудовые умения малыша формируются благодаря возникновению устойчивого интереса к миру предметов и желания действовать с ними. Поэтому освоение орудийных действий – важнейшая предпосылка становления трудовой деятельности. Подчеркнем, что малыша привлекает процесс использования орудия. Как правило, он не выделяет результата своих усилий и поэтому часто не доводит начатое дело до конца. Установка на качество результата у него отсутствует. Цель оперирования с орудиями труда скрыта в самих действиях: не подмести пол, а мести его; не вымыть посуду, а мыть ее.
Во второй половине третьего года жизни в самосознании ребенка наблюдается важное изменение: начинает складываться новообразование, которое в быту называется «гордостью за собственные достижения». Теперь малыш выделяет результат своих действий и стремится получить положительную оценку от взрослого. Действия с орудиями труда помогают ребенку реализовать себя и проявить все возрастающее стремление к самостоятельности.
В этом возрасте у взрослого возникает возможность ориентировать малыша на получение качественного результата и помочь ему понять общественную значимость труда: подмел пол, помог маме, поэтому она рада. Подчеркивая смысл и результат простейших трудовых действий, уже в раннем детстве можно сформировать у ребенка удовлетворение от того, что порадовал другого. Именно в ориентации собственных действий и их результата на другого человека находится предпосылка становления общественных мотивов труда.
К концу раннего детства малыш начинает осознавать результативность трудовых действий. Отделение действий от предмета и себя от своих действий (в связи с употреблением собственного имени) позволяет ребенку уяснить способы употребления орудий и конечный результат своих действий. Установление связи между действием и его следствием позволяет предположить будущий результат. Представление о нем начинает руководить действием, появляются предпосылки планирования и контроля.
В освоении орудийных действий большое значение имеет развитие речи. Сначала речь фиксирует трудовое действие и его результат: «Подмел, помыл». К концу третьего года жизни ребенок с помощью речи начинает предварять свое действие: «Буду подметать. Буду мыть».
Наряду с результативными действиями, смысл которых заключается в преобразовании предметов, появляются предпосылки продуктивных действий, предполагающих создание чего-то нового. Такие действия выполняются только в совместном со взрослым труде, например когда малыш вместе с мамой лепит пирожки. При этом самостоятельно получить новый продукт ребенок еще не может.
Таким образом, источник трудовой деятельности ребенка находится в потребности жить со взрослыми общей жизнью: изначально, когда дети наблюдают за взрослым, у них появляется желание подражать и делать так, как делает он: почистить снег, полить цветы, собрать урожай и т.п. Никогда не стоит отказывать ребенку. Представления, полученные детьми младшего возраста о труде взрослых, создают предпосылки к развитию в дальнейшем умения видеть все, что сделано человеком, ценить труд взрослых.
Источники:
1. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/4/0387/index.shtml?from_page=31
2. Развитие трудовой деятельности детей раннего возраста. Режим доступа: https://53pol.tvoysadik.ru/site/pub?id=3569
|