Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Чувства или эмоции?"

 

Забродина Татьяна Игорьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

27.03.2024

 

Эмоции и чувства — это понятия, которые часто используются в повседневной жизни. Многие считают, что это одно и то же. Однако с точки зрения психологии — это разные виды психических процессов, имеющие свои особенности, функции и проявления.

Чувство — устойчивое эмоциональное переживание, которое возникает в процессе отношений с окружающим миром. Чувство отражает личную значимость объектов, субъектов или явлений для человека, его потребности, интересы, ценности, установки. Оно формируется и вырабатывается в ходе развития и воспитания человека.

Чувства можно классифицировать по разным критериям.

Полярность: положительные и отрицательные. Положительные — те, что приносят удовольствие, радость, удовлетворение. Они связаны с достижением целей, удовлетворением потребностей, гармонией с окружающим миром, например, любовь, дружба, уважение, благодарность. Отрицательные связаны с препятствиями, угрозами, конфликтами, потерями, например, ненависть, презрение, зависть, обида.

Сложность: элементарные и сложные. Элементарные являются врожденными и общими для всех людей и животных. Примеры: радость, гнев, страх, отвращение, удивление, презрение. Сложные являются приобретенными и специфичными для человеческой культуры. Примеры: любовь, ненависть, зависть, гордость, стыд.

Эмоция — это кратковременное переживание, возникающее в ответ на какое-либо событие или ситуацию, сопровождающееся физиологическими изменениями в организме (повышение давления, изменения сердцебиения, дыхания), а также внешними проявлениями (мимика, жесты, поза, голос). Они могут быть как реальными (связанными с конкретной ситуацией), так и воображаемыми (связанными с представлением).

Специалисты выделяют несколько базовых классификаций эмоций.

Положительные и отрицательные: положительные вызывают у вас приятные ощущения и положительные реакции. Отрицательные, напротив, могут вызывать неприятные ощущения и негативные реакции.

Важно отметить, что эмоции могут быть комбинированными —  восхищение может вызывать положительные переживания, но в то же время содержать элементы негатива, например, зависти.

Стенические и астенические. Стенические стимулируют выработку гормонов счастья, активизируют жизненные процессы и придают энергии организму. Они могут быть связаны с чувствами радости, восхищения и восторга.  Астенические имеют тенденцию угнетать и ослаблять организм. Они могут быть связаны с такими чувствами, как грусть, страх и тревога, и сопровождаются выбросом гормонов стресса, что снижает энергию и работоспособность. Человек при этом ощущает усталость и безразличие к окружающему миру.

Высшие и низшие: высшие связаны с нашим интеллектом и душевным развитием, низшие связаны с базовыми и инстинктивными реакциями на внешние стимулы — страх, злость, зависть и грусть.

Одно из главных различий между эмоциями и чувствами заключается в их происхождении и временных рамках. Эмоции возникают ранее, могут быть как у людей, так и у животных.  Чувства гораздо более устойчивы и присущи только людям. Они связаны с нашей социальной сферой, нашими ценностями, верованиями и взглядами на мир.

Интересна обнаруженная связь мимики и жестов с чувствами, которая не только биологически обусловлена, но и является результатом обычаев страны. Девушка в волнении кивает головой. У русских, немцев и французов это значит «Да!» А у болгар… «Нет!» Человек грозит пальцем ребенку, запрещает что-то; русский будет двигать пальцем к себе и от себя, а немец справа налево. Даже считая по пальцам, русский будет загибать их, а немец, сначала сжав кулак, – разгибать.

Связь переживания с его проявлением столь велика, что американский и датский психологи Джеймс и Ланге выдвинули в конце прошлого века теорию, суть которой сводится к парадоксу: мы не потому смеемся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеемся. Например: сожмите кулаки, стисните зубы, наморщите лоб, вообще мимикой и пантомимикой изобразите гнев – и вы сами начнете переживать это чувство; начните смеяться – и вам станет смешно; попробуйте с утра ходить, еле волоча ноги, с опущенными руками, согнутой спиной и грустной миной на лице – и у вас через некоторое время действительно испортится настроение.

Осознавать и различать чувства и эмоции важно, это помогает осознавать свое психическое состояние и его причины; выражать свои переживания адекватно и конструктивно; управлять своими эмоциями и чувствами в соответствии с целями и задачами; решать конфликты и проблемы с учетом эмоциональных факторов; строить гармоничные отношения с собой и окружающими.

 

Для подготовки статьи использованы материалы с сайтов:

1. https://nadpo.ru/academy/blog/chuvstva-i-emocii-v-chem-raznica/

2. https://www.klex.ru/dgy

%