|
Забродина Татьяна Игорьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
26.03.2024
Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Уникальное умение, которое доступно на земле только человеку— это речь. Перед маленьким ребенком стоит большая, важная задача — овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить все богатство и многообразие русского языка. И ребенок, как правило, успешно справляется с ее выполнением.
Основы пользования речью, ее развитие приходится на ранний период детства. То есть в промежутке от года и до 5-6 лет закладывается тот базис, на котором в дальнейшем ребенок будет строить всю свою жизнь в социуме.
Освоение речи ребенком в дошкольном возрасте можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. Они тесно взаимосвязаны как с возрастом, так и с общим психоневрологическим развитием малыша.
1. Период до года малыш только начинает различать для себя речь окружающих его взрослых. Старайтесь чаще ласково говорить с малышом, вслух комментировать свои и его действия.
К шести месяцам ребенок понемногу начинает лепетать, пытаясь произносить слоги. В 7 месяцев уже твердо знает, как его зовут, поворачивает голову, когда вы зовете его по имени. Можете начинать играть с ним в «Ладушки», «Сороку-ворону» или в «Идет коза рогатая». В 9-10 месяцев малыш уже умеет смеяться, пытается произносить первые слова, например, «папа» или «мама». Подпевать музыке, которую слышит. Понимает слова «нет», «нельзя», может реагировать на приветствие (махать ручкой при словах «привет» или «пока-пока»).
2. Первоначальное овладение речью приходится на возраст примерно с одного и до трех лет, до полутора лет в словарном запасе ребенка можно наблюдать только несколько базовых слов-определений: мама, папа, тетя, дядя, дай. В этом возрасте маленькие дети склонны к обобщениям. Таким образом, «Ням!» может означать не только процесс кормления, но и тарелку, ложку ребенка и даже чувство голода.
Старайтесь четче артикулировать, разговаривая с малышом. Дайте ему возможность следить за вашей мимикой, когда произносите новое слово. Показывайте и называйте предметы, попавшие в поле зрения малыша, особенно на прогулке: машина, собака или пролетающая мимо ворона не только развлекут ребенка на улице, но и помогут в нелегком деле развития речи.
После двух с половиной лет ребенок уже может использовать в связной речи простые предложения, состоящие из двух-трех слов. В его сознании начинают формироваться закономерности в согласовании слов между собой, разнице между единственным и множественным числом.
3. Словотворчество - этап, приходящийся на возраст около трех лет или чуть старше, когда ребенок переходит от накопления языкового материала к его активному освоению. Будучи лингвистом, Корней Иванович чуковский в книге «От двух до пяти» попытался определить, чем же руководствуются маленькие носители языка, ежеминутно создавая новые слова своего особого детского наречия. Оказывается, дети создают эти неологизмы не случайно, а сортируя части слов по смыслу, и составляют их, следуя грамматическому строю русского языка. Так, сухарики превращаются в «кусарики» благодаря смысловому соответствию глаголу «кусать», вентилятор — в «вертилятор», лохматая собака с длинной шерстью емко характеризуется как «мохматая», а прописанный доктором постельный режим тут же становится «постельным лежимом».
Чтобы помочь ребенку выражать свои мысли, можно называть больше качественных прилагательных, например «зеленая трава», «серая кошка», «красное яблочко», маленькая ложка». Так как малыш любит вам подражать, попробуйте различные варианты интонирования, например, от лица какого-то персонажа: кот Матроскин, Винни-Пух, Баба-Яга.
4. Окончание дошкольного периода — подготовка к чтению и письму. Теперь ребенок стремится не столько создавать, сколько соответствовать связной речи взрослых, делать ее как можно более правильной. В монологах ребенка пяти-шести лет начинают появляться сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, слова-связки. Выравнивается грамматический строй речи. В этом же возрасте ребенок начинает осваивать письменную речь.
Неплохим развивающим вкладом в речь ребенка станет совместное чтение книг, разучивание стихов и песен, разучивайте скороговорки, играйте с малышом в рифмы, сочиняйте простенькие стишки, вслух сравнивайте различные предметы, предлагайте и ребенку сравнить и описать их.
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста — это постоянный динамичный процесс. Немного терпения, внимания с вашей стороны и, главное, регулярные занятия с дошкольников — и поверьте, полученный результат не разочарует ни вас, ни ребенка.
Для подготовки статьи использованы материалы с сайтов:
1. https://www.pkdb.ru/gk-chitateliam/sovety-roditelyam/4609-razvitie-rechi-u-doshkolnikov.html
2. http://www.ds1spb.ru/parents/konsultatsii-dlya-roditeley/razvitie-rechi-detey-4-let/
|