Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Стремление к порядку"

 

Терелянская Ирина Васильевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

25.03.2024

 

«Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше.

Пришла в деревню и стучится в избу:

— Стук-стук-стук!

— Кто там?

— Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!

— У нас и без тебя тесно.

— Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку…»

Знаете эту сказку? Нет? А я вот могу повторить ее безошибочно вплоть до запятой. Необычного в такой моей памяти ничего нет. Просто на протяжении нескольких лет эту сказку я рассказывала своему ребенку на ночь. И он следил строго, чтобы я ни отступала ни на шаг от канонического течения этой истории про лисичку со скалочкой.

В подростковом возрасте и в юности нам всем хочется перемен, но детсадовский малыш хочет стабильности. Мир для него слишком большой и страшный, что и по каким закон там происходит, он не знает. Поэтому своя пижама с Единорогами, кроватка и привычная сказка перед сном – это уголок стабильности и порядка. Это бессознательное требование ребенка сохраняет его психику от неврозов.

Психологи выделяют в процессе развития малыша особые - сенситивные - периоды, при которых нервная и кровеносная система, мозг, мышцы и другие органы подготовлены и наиболее чувствительны к определенному воздействию со стороны внешней среды. В результате на некоторое время у малыша как бы открывается некое «окно» для наилучшего усвоения специфических навыков, например, таких как ходьба, речь, восприятие маленьких предметов и т.п. Даже умение прыгать ребенок получает не сразу, как научится ходить, а только ближе ко второму году жизни. Раньше ни его костный, ни мышечный, ни вестибулярный аппарат не готовы к такому «серьезному мероприятию», как прыжок. И как бы родители не старались, не показывали сыну или дочке как нужно это делать, полуторагодовалый малыш навряд ли сможет спрыгнуть с бордюра или побежать вприпрыжку.

У сенситивного периода есть еще один нюанс – он длится ограниченное время. Если не успеть, то «окошко» захлопнется, и никакие усилия не позволят развить данный навык до серьезных высот. Так, если оберегать ребенка от физической активности, ограничить движения, не давать ему скакать, то научить его прыгать после четырех лет весьма проблематично, моторное развитие и координация пострадают.

Время с рождения до 3 лет – это сенситивный период восприятия порядка, пик его приходится где-то в возрасте 2-2,5 лет. Итальянский врач и педагог Мария Монтессори утверждала, что «для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы - вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром». Разобраться в хаосе внешнего мира малышу помогает организованный порядок извне: порядок во внешней среде, порядок во времени и порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку.

Порядок в окружающей среде – это одежда, лежащая в шкафчике и обувь, аккуратно расставленная в прихожей, это своя посуда для еды и игрушки, это собственный уголок для занятий и кроватка, а самое главное – ежедневные ритуалы! Ребенок должен спать, есть и играть в одном и том же месте, чистить зубы и умываться по утрам, засыпать под сказку с любимым мишкой в обнимку. И если сказка каждый день одна и та же, то это даже лучше – это признак стабильности. Именно это постоянство создает чувство защищенности в этом далеко не безопасном для ребенка мире.

Именно поэтому не рекомендуется  с детьми младше трех лет уезжать из дома более чем на сутки. Малыш не оценит запах моря или красоты природы чужого края, а вот страх от того, что все идет не так как всегда, привнесет тревогу и смятение в его маленькую жизнь. Постарайтесь не травмировать ребенка в раннем детстве длительными переездами.

Кстати, большое количество игрушек, тоже нарушают стройный порядок жизни малыша, нервируют его и создают хаос вокруг. Чаще всего все эти бесчисленные куклы и машинки ссыпаются в ящик. Чтобы с ними поиграть, требуется вывалить все содержимое. Разобраться  ребенку в 2-3 года в такое количество разбросанных вещей очень трудно. Еще плохо сформированное внимание распыляется, требуется больше энергии для его концентрации. Малыш быстрее устает и капризничает. Идеально, когда игрушек на много, и все они стоят на открытых полках. Так сыну или дочке проще привыкнуть к тому, что у каждой вещи есть свое место. И приучить детей к уборке за собой будет гораздо легче.

Одна и та же сказка ежедневно утверждает ребенка в мысли, что все вокруг правильно, четко и стабильно, а значит можно не волноваться и спокойно засыпать…

 

- Симона, Д. Монтессори для малышей. Полное руководство по воспитанию любознательного и ответственного ребенка / Д. Симона. – М.: Бомбора. - 2023, 256 с.

%