Мартиросян Карине Вардановна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
03.03.2024
Развитие морального сознания детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач воспитания и обучения. В этом возрасте формируются базовые нравственные принципы и ценности, которые будут определять поведение и отношения ребенка в будущем.
Одной из основных задач воспитания морального сознания дошкольников является формирование у них понимания правил и норм поведения, основанных на уважении к себе и другим людям. Детям нужно объяснять, почему важно быть добрым, честным, терпимым и заботиться о других. Постепенно они начинают осознавать, что их действия могут причинить радость или боль окружающим, и делают выводы о том, как им лучше поступать.
Родители, педагоги и другие взрослые имеют ключевую роль в формировании морального сознания детей. Они должны быть примером для малышей, демонстрируя им свою доброту, справедливость и эмпатию. Также важно поощрять их правильное поведение, объяснять им причины и последствия своих поступков, чтобы они могли понимать, что же является правильным и неправильным.
Игровая деятельность также способствует развитию морального сознания детей. Через ролевые игры, драматизации, конструктивные игры дети могут учиться сотрудничать, делиться, проявлять заботу и участие к другим участникам игры. Это поможет им возникнуть понимание того, что мир может быть лучше, если каждый из нас будет проявлять заботу и внимание к другим.
Факторы, влияющие на развитие морального сознания детей:
Влияние родителей и близких взрослых. Основное влияние на формирование морального сознания детей дошкольного возраста оказывают их родители и другие близкие взрослые (бабушки, дедушки, учителя и т.д.). Их поведение, убеждения, ценности и отношения с окружающими людьми оказывают огромное влияние на формирование моральных установок у детей.
Участие в общественных мероприятиях и мероприятиях воспитательной работы. Для развития морального сознания детей дошкольного возраста важно их участие в общественных мероприятиях, где они могут наблюдать и участвовать в различных акциях, конкурсах, спектаклях и т.д.
Чтение и обсуждение литературы на моральные темы. Чтение книг и рассказов на моральные темы помогает детям понять различные ситуации и поведение персонажей, формирует у них нравственные качества и ценности.
Игры и ролевые игры. Игры и ролевые игры также способствуют развитию морального сознания у детей, так как в них дети могут отрабатывать различные поведенческие модели и взаимодействовать друг с другом на основе нравственных принципов.
Обучение эмоциональной грамотности. Важным аспектом развития морального сознания является обучение детей распознавать и управлять своими эмоциями, развитие эмпатии и понимание чувств других людей.
Обучение правилам поведения и нормам общения. Различные игры, уроки и беседы на тему правил поведения помогают детям усвоить базовые нравственные нормы и принципы социального взаимодействия.
Таким образом, развитие морального сознания детей дошкольного возраста зависит от взаимодействия всех сторон: родителей, педагогов и окружающей среды. Важно помнить, что формирование нравственных принципов у детей является долгосрочным процессом, требующим терпения, внимания и любви. Ребенок должен знать, что всегда может обратиться за помощью и поддержкой к близким взрослым, чтобы развивать свое моральное сознание и становиться уважаемым и добрым членом общества.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.
2. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.
3. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 222 с.
4. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 240 с.
|