Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Развитие бытовой деятельности в возрасте 5-7 лет"

 

Сагайдак Варвара Александровна,
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

01.03.2024

 

В возрасте 5-7 лет происходит активное развитие бытовой деятельности: формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из их личной и общественной значимости; происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности; изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки; складываются первые бытовые привычки. В конце концов, ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной инициативе.

В 5-7 лет ребенок начинает понимать объективность требований взрослых. Старший дошкольник осознает, что для установления взаимоотношений с другими детьми следует подчиняться правилам. Соблюдая их, он демонстрирует уважение к окружающим: «Надо причесываться, чтобы не ходить лохматым. А то все красивые, а ты нет. Тебе стыдно будет», - утверждает Ксюша В. (6 лет 7 мес.).

Для старших дошкольников важное значение имеет качественное выполнение действий: не просто вымыть руки, а вымыть чисто. Проиллюстрируем вышесказанное на примере наблюдения за Машей К. (6 лет 11 мес.). Воспитатель: «Дети, быстренько моем ручки и садимся обедать!» Маша заходит в туалетную комнату, берет мыло, намыливает руки, рассматривает их, кладет мыло, смывает пену водой, смотрит на руки: «Вроде чистые». Обращается с вопросом к Денису: «Чистые?»

В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно-гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий и изменяется их структура. Дети, как правило, хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внешний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устранять неполадки в своем внешнем виде.

Привычки выполнять требования личной гигиены и культурного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. Бытовые процессы зачастую выполняются без напоминания взрослых. Постепенно возрастает сознательное отношение к своему поведению и контроль за ним. То есть дошкольник переходит от импульсивного поведения к личностному, произвольно регулируемому на основе усвоенного образца. Поэтому дети 6-7 лет могут самостоятельно выполнять бытовые процессы.

Режим дня в дошкольном возрасте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения.

В практическом воспитании дошкольников большое место занимает ознакомление их с различным трудом взрослых. В некоторых семьях дети выполняют многие дела по хозяйству, помогают своим родителям, бабушкам, и дедушкам. Но есть семьи, в которых ребенку не находят дела, и он лишь помогает маме убирать свои же игрушки. В больших семьях, где несколько детей, трудовое участие особенно велико, здесь можно ухаживать за младшим братом или сестрой, помогать маме и т.д. Сами дети порой могут рассказать, как у них это получается.: «Мою братишке лицо и руки, даю ему кушать»; «Я хожу с Лялей гулять»; «Мы с младшим братом вместе играем, рисуем, гуляем»; «Я одеваю сестренку, и мы идем на прогулку»; «Слежу за братиком, даю водички попить, помогаю купать»; «Мы с сестренкой играем, я вожу ее в коляске, пою ей песни, рассказываю сказки». Отсюда сразу видно, что ребенок чувствует себя взрослее по отношению к младшим и считает, что это его долг ухаживать за ними.

Важно всем членам семьи при выполнении домашних и иных дел быть примером. Кроме того, крайне важно аргументировать любое требование взрослого по отношению к дошкольнику. Такая аргументация повышает легкость и быстроту освоения навыков. Немотивированные указания, которым дети успешно следовали в более раннем возрасте, уже, как правило, недейственны. Если взрослый понижает по отношению к дошкольнику требовательность при выполнении бытовых процессов, а объяснение их значимости и необходимости подменяет формальным контроле (например, выясняет, вымыл ли ребенок руки, доел ли суп), возможна ситуация, когда сформированный навык угаснет.

 

Источники:

1.  Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/4/0387/index.shtml?from_page=31

2.  Развитие бытовой деятельности ребенка-дошкольника. Режим доступа: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/razvitie_byitovoj_deyatelnosti_rebenka_doshkolnika/

%